Сегодня Москва прощается с адвокатом Станиславом Маркеловым и журналисткой Анастасией Бабуровой. 19 января они были убиты неизвестным киллером среди бела дня в самом центре столицы – в двух минутах ходьбы от храма Христа Спасителя и в нескольких сотнях метрах от Кремля. Кем бы ни готовилось это убийство и кто бы его ни совершил, неоспоримым остается тот факт, что расстрел решили сделать показательным. В подобных случаях обычно говорят, что брошен открытый вызов властям, правоохранительным структурам и обществу. Надо признать – вызов удался. Убийство получилось ритуально демонстративным. Киллер спокойно подошел к своим жертвам, спокойно выстрелил им в затылок, спокойно дошел до метро, миновав дежурных милиционеров, и спокойно уехал. Он буднично сделал свою работу и буднично ушел отдыхать. В многомиллионном городе, напичканном видеокамерами, спецслужбами, охранными структурами и прочими атрибутами, якобы гарантирующими безопасность граждан, убийца чувствует себя увереннее, чем граждане. Убийца может под окнами Белого дома в разгар дня спокойно расстрелять Героя России и уехать, не особо торопясь сквозь московские пробки. Убийца может зайти в подъезд к Ане Политковской, расстрелять ее и уйти неторопливо под объективом камеры, прекрасно понимая, что эта дешевая камера своим дешевым качеством ему не помеха. Они, эти нелюди со стволами в руках, перестали скрываться, искать темные закоулки, заметать следы в ночных подворотнях и бояться случайных свидетелей. Каждым очередным расстрелом, устроенным демонстративно показательно, они словно стремятся доказать, кто в доме хозяин. Не пресловутая вертикаль, не раздобревшие от бесконтрольности силовики, не мифическое гражданское общество. В доме хозяин неизвестный субъект в маске и со стволом в руке. Он расстреливает журналистов, адвокатов, судей и совершенно не боится, что завтра поднимется вся страна в возмущении, что вся правоохранительная система будет брошена на его поиски. Не боится, что обязательно будет найден, что понесет наказание. И не так важно, кто стоит за этим убийцей, кем в каждом конкретном случае является он сам. Важно, что реальным хозяином на улицах нашего отечества становится именно он. Ублюдок в маске и со стволом. Или с ножом. Или с бейсбольной битой.
Менты геройствуют в кино. Чекисты придумывают шпионов. Власть борется с инакомыслием. До ублюдков в маске никому нет дела. И рядовые сограждане шарахаются в стороны так, что потом невозможно найти ни одного свидетеля убийства, совершенного среди бела дня на оживленной улице или посреди автомобильной пробки. Никто не хочет связываться ни с этими ментами. Ни с этой властью. Ни с этими ублюдками. Лишь единицы не боятся ни тех, ни других и продолжают биться за наше право чувствовать себя человеком в бесчеловечной стране. Маркелов не боялся, хотя ему открыто грозили. Он до конца своей короткой жизни отстаивал права людей, страдающих от произвола. Аня Политковская не боялась, хотя ей тоже не раз угрожали. Не боялась и юная Настя Бабурова, делавшая лишь первые шаги в журналистике. Такими людьми Россия должна гордиться уже хотя бы потому, что они отдали свою жизнь за наши права человека. Но сегодняшняя Россия почти не заметила их гибели. Или, что еще страшнее, шельмует вослед. Достаточно заглянуть на форумы…
Когда убили Влада Листьева, президент страны приехал на панихиду в «Останкино», а ведущие телеканалы объявили минуту тишины. Вся страна хоронила журналиста.
Когда убили Диму Холодова, ведущие политики страны пришли в Дом молодежи, чтобы отдать дань его памяти и, казалось, что журналиста хоронила вся Москва.
Когда убили Аню Политковскую, на прощание с ней пришли лишь остатки демократической общественности и далеко не многие журналисты столицы.
Когда убили адвоката Маркелова и юную журналистку Настю Бабурову, ведущие телеканалы этого почти не заметили, а тех немногочисленных москвичей, которые вышли на улицы города, чтобы почтить память убитых, разогнал ОМОН.
Сегодня родные, друзья и коллеги будут прощаться с Настей и Станиславом. На эту панихиду не приедет президент, не придут ведущие политики и не соберется вся столичная пресса. Мы сегодня живем в другой стране, с другими нравами и другими ценностями. Человеческая жизнь, отданная за права человека, за гражданское общество нынче у нас не в чести. В чести умение лизнуть, шепнуть и купить. И еще – умение убить. У страны с такими ценностями будущее в печали.
Автор – главный редактор газеты «Новые Известия»