Как уже сообщали «НИ», 20 января у станции метро «Кропоткинская», у дома № 1 по улице Пречистенка, неизвестный выстрелом в затылок убил 34-летнего адвоката Станислава Маркелова, представлявшего в суде интересы семьи чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Ее, напомним, убил полковник Юрий Буданов, 15 января этого года вышедший из колонии. Смертельное ранение в голову получила сопровождавшая после пресс-конференции адвоката журналистка «Новой газеты» 25-летняя Анастасия Бабурова.
Спустя сутки следствие смогло озвучить лишь одну версию этого преступления. Это сделал официальный представитель Следственного комитета (СК) при прокуратуре РФ Владимир Маркин. «Следствие предполагает, что убийство совершил киллер-одиночка, который не разделяет позицию и публичные высказывания Станислава Маркелова по вопросам правозащитной деятельности, – заявил «НИ» Владимир Маркин. – Правда, официальный представитель СК не исключает и другие возможные версии убийства, связанные, в частности, и с профессиональной деятельностью адвоката. Что же касается другой жертвы преступления, журналистки Анастасии Бабуровой, то ее убийство пока рассматривается как сопутствующее. Очевидно, что киллер хотел убрать нежелательного свидетеля своего преступления.
Несколько другого мнения придерживаются сотрудники «Новой газеты». Как рассказал «НИ» один из близких друзей Бабуровой, Настя была давно знакома со Станиславом Маркеловым, их связывала не только правозащитная деятельность, но и многие политические предпочтения. В тот роковой для обоих день Анастасия взяла у Маркелова интервью по поводу недавнего освобождения Буданова и его участия в других преступлениях в Чечне. Здесь надо отметить еще один существенный момент. Адвоката Маркелова с «Новой газетой» связывали давние деловые отношения. Он в течение долгого времени сотрудничал с Анной Политковской в судах по многим делам, связанным с Чечней. Был официальным адвокатом «Новой газеты» по делу другого погибшего журналиста редакции – Игоря Домникова. Анастасия пришла в «Новую газету» несколько месяцев назад и успела опубликовать всего пару заметок о неформальных молодежных движениях. В день ее гибели вышел номер «Новой», в котором напечатан ее материал с судебного процесса по делу лидера праворадикальной группировки «Формат 18» Максима Марцинкевича.
Вчера в полдень около дома № 1 по улице Пречистенка прошла акция памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В ней приняли участие около 150 человек, среди которых были как члены общественных организаций и правозащитники, так и простые москвичи. К стене здания, около которой возлагали цветы и ставили свечи, были прикреплены плакаты: «Они погибли за свободу», «Он мог защитить всех, его не смог защитить никто!».