Posted 18 января 2009, 21:00

Published 18 января 2009, 21:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Замок не на замке

18 января 2009, 21:00
В канун Нового года был открыт после реставрации уникальный памятник архитектуры – Петровский путевой дворец, или «Петровский замок», расположенный на Ленинградском проспекте столицы. Он был построен в 1782 году архитектором Михаилом Казаковым по указу Екатерины II. После революции здание передали Дворцу красной авиаци

Петровский путевой дворец – один из нескольких дворцов на пути между Москвой и Санкт-Петербургом. Он знаменит тем, что именно здесь в 1812 году Наполеон ждал, но так и не дождался ключей от Москвы. В 1920-е ансамбль, расположенный напротив Ходынского аэродрома, сделали Дворцом красной авиации. Под куполом главного зала повесили настоящий аэроплан, а под другими потолками – модели планеров и самолетов. Потом здание передали Военно-воздушной академии им. Жуковского. Поскольку Академия ВВС – заведение закрытое, обычные горожане надолго утратили возможность посещать этот великолепный памятник истории и архитектуры.

В конце 1990-х правительство Москвы обратило внимание федеральных властей на плачевное состояние памятника. Указом президента РФ в 1997 году здание было передано в собственность города. Это решение стало примером ответственного подхода к содержанию исторических памятников: старинное строение было передано тому хозяину, у которого есть желание, силы и средства для сохранения исторического памятника и поддержания его в должном состоянии.

Реконструкция дворца поручена архитектору Григорию Мудрову, известному среди профессионалов своим стремлением максимально сохранять старинные элементы. В ходе реставрации мастера старались восстановить дворец в первозданном виде, таким, каким он был более 200 лет назад. Для этого пришлось полностью снять штукатурку. Был восстановлен внешний декор всех 12 корпусов. Реставраторы сохранили уникальные деревянные балки потолочных перекрытий, сделанные в форме шахматной доски. А в центральной зале дворца – круглом помещении с 16-метровым куполом, из окон которого льется дневной свет, была отреставрирована потолочная роспись.

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин высоко оценил результаты работы: «Это истинная реставрация памятника не только архитектуры, но и инженерной мысли. Она войдет в учебники по реставрации. Сохранен деревянный купол, перекрытия. Там полутораметровые деревянные полы. Дерево, естественно, со времен Екатерины сильно пострадало. Но все, что возможно, было сохранено в абсолютной подлинности». Корпус №13 построен заново. Сегодня он включает в себя ресторан, автостоянку и оздоровительный комплекс. Первый этаж теперь открыт для посетителей.

Кстати, и Академия ВВС не осталась в обиде. Распоряжением правительства РФ две ведущие академии ВВС – Академия имени Жуковского в Москве и Военно-воздушная академия имени Гагарина в подмосковном Монино объединяются в одно учебное заведение – Военно-воздушную академию имени Жуковского и Гагарина. Теперь процесс подготовки военных инженеров для ВВС будет переведен в поселок Монино. На новом месте строится современная учебная база, будут созданы хорошие условия для проживания слушателей и преподавателей.

Подпишитесь