Возможность изучения знаменитых полотен в мельчайших подробностях на дому – это революция в арт-мире. Примечательно, что технологический прорыв происходит в эпоху кризиса, когда многие любители живописи вряд ли смогут позволить себе поездки в крупнейшие музеи мира.
Говорят, что никакое изображение не сравнится с оригиналом. Однако знаменитый мадридский музей Прадо сделал большой шаг к идеалу. Он объединил усилия с сетевым сервисом Google Earth в новаторском проекте, который позволяет любителям искусства изучать самые известные шедевры галереи в трехмерном пространстве. Теперь владельцы компьютеров из любого уголка земного шара, не выходя из дома, смогут увидеть 14 полотен великих живописцев, хранящихся в музее.
Лучшие, по мнению сотрудников музея, полотна, включая «Менины» Веласкеса, «Третье мая» Гойя и «Три грации» Рубенса, были сфотографированы с такой высокой разрешающей способностью, что детали, едва различимые невооруженным глазом, теперь легко можно разглядеть на экране монитора. Можно, например, тщательно изучить пчелу на цветке у Рубенса или слезы на лицах у Ван дер Вейдена. Полученные изображения четче и чище в 1400 раз, чем снимки, сделанные даже 10-мегапиксельными камерами туристов, утверждает Ксавьер Родригес Запатеро, директор испанского отделения Google. Неудивительно, ведь разрешение виртуальных полотен доходит до 14 гигапикселов!
Полотна были сфотографированы камерами с высокой разрешающей способностью, после чего 8200 снимков как бы «сшили» воедино в цифровом формате. Для одной из самых популярных картин музея Прадо – «Сада земных наслаждений» Иеронима Босха, описывающей все аспекты людских наслаждений и несчастий, было сделано, например, 1600 фотографий.
«Нет лучшего способа отблагодарить великих мастеров, чем сделать их искусство доступным для большего числа людей, – уверен Мигель Зугара, директор Прадо. – Конечно, изображение не заменит ощущений от встречи с картиной, но эти репродукции в натуральную величину обладают просто потрясающим реализмом».
Кроме Гойи, Босха, Веласкеса и Рубенса, в виртуальном пространстве уже можно увидеть сверхреалистичные полотна Эль Греко, Рембрандта, Дюрера, Рафаэля, Ван де Вейдена, Тьеполо, Рибейры, фра Анжелико и Тициана. Они позволят студентам и специалистам изучать в самых мелких деталях такие тонкости, как манеру письма мастера, подмалевок, трещинки и шероховатости лака и проверять качество реставрационных работ.
Кстати, совершить экскурсию, не отрываясь от компьютера, сейчас можно по сотням лучших музеев планеты. Не случайно один из самых популярных сайтов так и называется – «Виртуальные экскурсии по 300 музеям мира». Самые интересные сетевые экскурсии можно совершить, конечно, по наиболее крупным и известным хранилищам – нашему Эрмитажу (www.hermitagemuseum.org) с его 87 панорамами, но маленькими обзорными окошками и низким качеством снимков, и парижскому Лувру (www.louvre.fr), сайт которого ежегодно посещают в среднем 3 млн. человек – почти столько же, сколько сам музей. Можно, конечно, побывать и в Прадо (museoprado.mcu.es), но 50 выставленных на сайте полотен так же, как картины на сайтах всех других музеев, по качеству изображения не идут ни в какое сравнение со снимками в новом проекте.
Около двух месяцев назад «технологи виртуального пространства» порадовали и любителей истории. Проект «Древний Рим в трехмерном пространстве» позволяет, не выходя из дома, побывать в Вечном городе, в том числе взглянув на него с высоты птичьего полета. За основу виртуального плана взят гигантский макет Древнего Рима, который находится в одной из галерей столичного музея римской цивилизации. Программисты и ученые за без малого 10 лет воссоздали около 7 тыс. зданий и сооружений столицы крупнейшей империи античного мира. Среди них, конечно, и знакомые всем со школьной скамьи Колизей и Форум. Примерно 200 самых известных зданий воссозданы максимально приближенными к действительности. При виртуальной реконструкции остальных объектов «строителям», по их же признанию, порой приходилось призывать на помощь и фантазию.
Развалины Вечного города в границах крепостных стен 20-километровой длины сначала отсканировали, а затем после консультаций с историками и археологами воссоздали в виртуальной действительности. Всплывающие на мониторе окна-подсказки позволяют получить информацию о почти 300 зданиях. Римом можно полюбоваться не только с высоты птичьего полета. При желании можно побывать и в самых известных сооружениях: побродить по Форуму Юлия Цезаря, поразмышлять о быстротечности времени в Колизее или заглянуть в Базилику. Возможно, что со временем в Интернете появятся похожие проекты, рассказывающие и о других известных памятниках старины.
Подобными «реставрационными» работами занимается не только Google. IBM, например, вместе с Дворцовым музеем Пекина воссоздал в виртуальной действительности все 178 акров Запретного города. В отличие от Древнего Рима китайский проект создан не при помощи фотографий, а компьютерной графикой. Это делает его, с одной стороны, менее реальным, но с другой – более интерактивным. По виртуальному Запретному городу можно не только пройтись, но и пострелять в нем, к примеру, из лука и сделать немало других занятных дел.
Новая жизнь древних театров
|
КОММЕНТАРИИ
|