Posted 25 декабря 2008, 21:00

Published 25 декабря 2008, 21:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Весь мир экономит на подарках

25 декабря 2008, 21:00
Весь мир экономит на подарках

В день Рождества в странах Запада стали подводить его коммерческие итоги, которые мало кого обрадовали. По сравнению с прошлым годом, количество покупателей в предпраздничные дни, например, в американских магазинах снизилось на 24%, и этот показатель признан историческим рекордом. Объясняют это и экономическим спадом, и плохой погодой в целом ряде штатов, которая тоже помешала американцам воспользоваться огромными рождественскими скидками. Интересно, что кризис сказался даже на высоте елок. В прошлом году популярностью пользовались деревья высотой 3,5 м, в этот раз американцы покупали в основном полутораметровые елки. Заметим, что каждые 30 см «зимней красавицы» стоят 10 долларов.

Пожалуй, самое прагматичное решение нашли в этом году французы. Используя возможности Интернета, они решили продать ненужные прошлогодние подарки и на полученные деньги купить своим друзьям новые. По данным сайта, где совершаются подобные распродажи, 71% пользователей глобальной сети во Франции предпочли такой способ экономии.

А вот в Исландии, пострадавшей пока от кризиса больше других стран, появилась тенденция дарить близким свои вещи: одежду, CD или DVD. На праздничных столах у жителей острова будет конское мясо – традиционное с языческих времен и недорогое блюдо. На Балканах тоже не слишком весело. Правительство Хорватии запретило проводить корпоративные застолья. Руководителям госучреждений запретили делать новогодние подарки своим сотрудникам. По словам премьер-министра Иво Санадера, «поводов для паники нет, но сэкономленные в праздник деньги пойдут на выплату зарплаты в 2009 году».

ПОЛОВИНА РОССИЙСКИХ ФИРМ ОБОЙДЕТСЯ БЕЗ ПРЕЗЕНТОВ

Российские компании тоже решили быть экономней. Опрос представителей 500 российских фирм показал, что половина из них будет в той или иной степени экономить именно на презентах. Лишь каждая третья порадует партнеров и клиентов, сообщает исследовательский центр SuperJob. «Нельзя отменять то, что уже обещано», – считают представители этих предприятий и организаций. Правда, при этом некоторые из них признаются, что дарят подарки «только ключевым клиентам».

В 26% компаний решили, что «главный принцип – это оптимизация издержек» и отменили все подарки «без обсуждения, волевым решением руководителя». Еще четверть выбрали промежуточный вариант – дарить то, что подешевле. «Подарим только календари с изображением здания организации», «корпоратив будет с пластиковыми стаканчиками», – такие перспективы рисуют представители этих компаний. Впрочем, традиция корпоративного дарения есть далеко не везде. Немало опрошенных руководителей заявили, что подобной привычки у них не было и в благополучные докризисные времена.

Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ Татьяна Комиссарова, ссылаясь на последнее исследование вуза, отмечает, что корпоративные расходы – это первое, что попало под сокращение из-за кризиса.

Михаил КАЛМАЦКИЙ

Подпишитесь