История Джульетты Башировой началась еще 11 лет назад, когда в Санкт-Петербурге ей сделали операцию по перемене пола. Двадцатилетний мальчик с романтичным именем Ромео превратился в девушку Джульетту. Операция прошла хорошо, и, когда, спустя год Джульетта, как все обычные женщины пошла на прием к гинекологу, при осмотре врач даже обнаружила у нее … матку. Когда Джульетта раскрыла доктору свой секрет, посмотреть на нее сбежался весь персонал поликлиники.
Джульетта окончила институт, работала на телевидении, где познакомилась с будущим мужем. И все бы ничего, но пару лет назад девушка начала плохо себя чувствовать: постоянно простужалась, давление скакало туда-сюда, кружилась голова, ноги отекали так, что больно было ходить, а вдобавок неожиданно стали разрушаться зубы. Начать заниматься здоровьем Джульетта решила со стоматолога, но попасть к врачу ей так и не удалось. Увидев паспорт на мужское имя с мужской фотографией, администратор в регистратуре… просто не стала заводить Джульетте медицинскую карту и велела приходить с настоящими документами.
По российским законам, чтобы получить разрешение на операцию по перемене пола, пациент должен пройти серьезное психиатрическое исследование. А после операции встать на учет в психиатрической клинике. Паспорт, в котором будет стоять новое имя и новый пол, трансссексуал может получить лишь спустя несколько лет после хирургического вмешательства.
Помог случай
Идея создать специализированное отделение терапевтической помощи транссексуалам пришла в голову профессору Аркадию Вёрткину случайно. Давняя знакомая попросила проконсультировать свою близкую подругу, которая стеснялась обратиться в поликлинику по месту жительству. Нетрудно догадаться, что подруга оказалась транссексуалом. Аркадий Львович заинтересовался этой проблемой и, связавшись с институтом эндокринологии РАМН, где транссексуалы получают гормональную терапию, с удивлением узнал, что только официально зарегистрированных транссексуалов, или как называют их врачи, трансгендеров, в Москве более семисот человек. А сколько таких в России – просто не сосчитать.
Транссексуализм – это психическое расстройство, как правило, врожденное, которое выражается в нарушении половой самоидентификации. Транссексуал убежден в том, что он (или она) – пленник тела, несовместимого с истинной половой принадлежностью. Большинство транссексуалов биологически принадлежат к мужскому полу, однако считают себя женщинами. Около 30% транссексуалов составляют женщины, которые хотят стать мужчинами. Транссексуалов следует отличать от одевающихся в одежду противоположного пола гомосексуалов, больных шизофренией и трансвеститов. Трансекссуалами считаются не только те, кто перенес операцию по изменению пола, но и те, кто изменяют свою внешность только при помощи гормональной терапии.
На что жалуетесь?
«В первую очередь человек, сменивший пол, сталкивается с послеоперационными проблемами. Ведь смена пола – это очень серьезная операция: воспалительные процессы, сниженный иммунитет, отторжение тканей, из которых реконструировали половые органы» – рассказывае Аркадий Вёрткин.
Многие мужчины, изменившие свой пол, как Джульетта, более 10 лет назад, пострадали от инъекций геля для имитации молочных желез. Сейчас этот гель уже не применяют, так он имеет свойство «расползаться» из груди по всему организму, причиняя своим обладательницам массу страданий. Но эти проблемы лишь верхушка айсберга.
Все дело в гормонах
Последние исследования выявили интересную тенденцию. Сменив пол, мужчины начинают болеть типичными женскими заболеваниями, например, варикозным расширением вен. А женщины, сменившие пол на мужской, приобретают не только мужские черты, но и мужские заболевания.
Связано это с тем, что такие больные вынуждены пожизненно принимать большие дозы мужских или женских половых гормонов, которые отвечают за соответствующий полу внешний вид, обмен веществ и даже голос.
«До наступления менопаузы обычная женщина находится под надежной защитой эстрогена – женского полового гормона, который бережет сосуды от атеросклероза, а кости – от остеопороза. Если женщина меняет пол и начинает принимать мужские гормоны, в первую очередь страдают именно скелет и сосуды. Такое состояние сравнимо с климаксом, когда естественная выработка гормонов прекращается. Кстати, именно поэтому транссексуалы женского типа часто выглядят старше своих лет» – объясняет Аркадий Львович.
У транссексуалов мужского типа, то есть у тех, кто из мужчины превратился в женщину, ситуация полностью противоположная: Начав принимать женские гормоны, такой человек защищает свою сердечно-сосудистую от возможного инфаркта, основной причины смерти у мужчин. Правда, дают о себе знать и типично женские проблемы: лишний вес и варикозное расширение вен.
«Еще одна проблема, с которой сталкиваются транссексуалы – это непереносимость гормонов. Огромные дозы, которые приходится пить по нескольку раз в день на протяжении всей жизни, «сажают» печень, почки и пищеварительную систему. Особенно это касается тех больных, которые решили изменить внешность при помощи гормонов, не посоветовавшись с врачом-эндокринологом» – поясняет Аркадий Вёрткин.
Современная фармакология позволяет транссексуалам поддерживать новый гормональный статус при помощи всего лишь четырех инъекций препарата в год.
Чтобы попасть на прием к профессору Вёрткину, пациенты занимают очередь за несколько месяцев. Врачи отделения терапевтической помощи транссексуалам говорят, что стараются помочь всем своим пациентам и будут развивать сеть таких специализированных кабинетов. Ведь, если отбросить этический, религиозный и философский аспект смены пола, то транссексуалы это такие же люди, которые болеют и которых надо лечить.