Posted 19 ноября 2008, 21:00

Published 19 ноября 2008, 21:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Актер Алексей Баталов:

19 ноября 2008, 21:00
Сегодня исполняется 80 лет одному из самых интеллигентных артистов театра и кино. Алексей Баталов еще в 1950-е стал кумиром советских людей, его боготворили миллионы телезрителей. В последние годы знаменитый артист снимается мало, в театре не играет. Много сил отдает работе во ВГИКе – учит актерскому мастерству. Накану

– Правда ли, что в день рождения вы всегда уезжаете из Москвы?

– Абсолютная правда. Ну это же просто невозможно оставаться в это время дома! Сплошные звонки целый день – можно просто и не выдержать.

– Но ведь это же приятно…

– Конечно, приятно. Но, понимаете, и жить же как-то надо…

– Вы всю жизнь живете в Москве…

– Не совсем так. Часть жизни – и совсем немалая – прошла в Ленинграде. Это был очень важный период моей жизни, когда я уехал туда по приглашению Иосифа Хейфица…

– …самого Хейфица!..

– Да, и дело тут еще и в том, почему я вообще покинул Москву. Сниматься в кино тогда, в 1950-е, было пределом мечтаний, самым желанным, что только могло быть. Это ведь сейчас – сериалы и все вокруг звезды, а тогда кино было чем-то совершенно невероятным. Ну а потом была же еще и статья «враг народа», которая касалась многих моих родственников, так что я даже не имел московской прописки – и отъезд в Ленинград был в каком-то смысле выходом из ситуации, спасением…

– Но любите-то больше Москву?

– Конечно, Москву. Я же и родился в Москве, во мхатовском дворике. Сейчас-то он закрыт воротами, а когда-то мы все – дети артистов и вообще людей, служивших во МХАТе, – там играли просто потому, что жили в доме, который находился рядом, чуть позади. Мы видели, как привозят декорации, бегали на все спектакли, я еще помню ту – совершенно уникальную – «Синюю птицу». В свое время очень хвалили советско-американский фильм по сказке Метерлинка, но это уже было не то. И вот в этом доме, у МХАТа, у моих родителей была небольшая комнатка, там складывали порой декорации, на которых я, собственно говоря, и вырос. А во дворе собирались взрослые, обсуждали всякие события и новости, за общим столом устраивались чаепития… А по выходным родители брали детей за руку и шли гулять до самой Тверской.

– Так это же рядом, метров сто максимум…

– Да, но мы-то это поняли потом, а тогда – вы не забывайте, что мы же были детьми – нам этот маршрут представлялся такой, знаете ли, большой прогулкой.

– И что же, во дворике и Станиславский появлялся?

– Мне кажется, что я его видел, так же, как и Немировича-Данченко, но вот так уж точно не могу сказать. Это так же, как с Михаилом Булгаковым, который бывал у нас дома со своим пасынком. Я с ним играл, а Михаил Афанасьевич, наверное, в это время разговаривал о чем-то с моим отчимом – Виктором Ардовым. Кого я помню очень хорошо из мхатовцев первого поколения – так это Качалова, Москвина, Тарханова. И, разумеется, моего дядю Николая Баталова, хотя он уже был очень болен и большую часть времени проводил не на сцене, а на даче.

– А вы ведь тоже начинали во МХАТе?

– Я играл только в студенческих спектаклях, в том числе и со «стариками».

– Ностальгируете по тому времени?

– Время это было страшное. Потому что это было сталинское время. Мы тоже с мамой были в ссылке некоторое время, в годы войны. Ну, а студенческая пора – это, конечно, особенный период. Тем более если учесть, какие у нас были педагоги... Например, княгиня Оболенская, которая преподавала нам манеры.

– Не жалеете, что не стали артистом МХАТа?

– Так уж жизнь сложилась.

– Сегодняшний МХАТ вам нравится?

– Их много сегодня…

– А какой нравится больше всего?

– МХАТ очень изменился, стал совсем другим, не таким, каким он был в пору моей молодости. Но в театр, которым руководит Олег Табаков, публика идет очень активно. И это весьма важно, потому что можно сколько угодно ругать театр, критиковать, но то, что зритель в театре есть, – это самое главное.

Жизнь Алексея Баталова не менее интересна, чем у его героя Гоши.
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

– Вы дружили с Раневской…

– Дружил – сказать, конечно же, громко. Фаина Георгиевна вообще мало с кем дружила. Дружила с Анной Андреевной Ахматовой – да. А так как Анна Андреевна, приезжая в Москву, останавливалась всегда у нас дома, то мы и познакомились.

– Лидия Чуковская в своих воспоминаниях об Ахматовой писала, что Анне Андреевне не стоило общаться с Раневской, не доверяла Фаине Георгиевне…

– Ахматова и Раневская познакомились в эвакуации, в Алма-Ате, и их связывали очень теплые и даже доверительные отношения. Они обе нежно любили Пушкина… И еще к Анне Андреевне приходила Надежда Мандельштам – вдова Осипа Эмильевича. Она была очень строгим, знаете ли, человеком. А я помню, как арестовали самого Мандельштама. Он жил над нами, и во время ареста у него дома была Анна Андреевна, она спустилась к нам и рассказала, как все было. Страшное было время.

– Почему вы почти не снимаетесь сегодня?

– Я совсем не снимаюсь уже 30 лет.

– Как же?.. Недавно же был римейк «Карнавальной ночи»…

– Ну, это так, своеобразная такая роль… Не снимаюсь, потому что нет интересного материала, нет сценария интересного... А, потом, надо же иметь много времени свободного, а я преподаю каждый день, домой приезжаю в 11 вечера или еще позже. Хорошо, что хоть машина есть.

– И сами за рулем?

– Всю жизнь сам. Кстати, свою первую машину я купил на деньги, которые мне дала Ахматова – дала на то, чтобы я мог одеться, ну а мне-то хотелось больше всего на свете иметь машину. Потом все думал – как я Анне Андреевне признаюсь. Но все обошлось, и мы потом вместе на этой машине катались.

– Во ВГИКе студенты перспективные есть?

– Конечно, и очень много!

– Выходит, что на досуг совсем времени не остается?

– Вечерами только – и то не всегда. Иногда гуляю по старым любимым местам или же едем на дачу всей семьей. Скучать, во всяком случае, никогда не приходится. Просто некогда скучать.

Подпишитесь