Posted 18 ноября 2008, 21:00
Published 18 ноября 2008, 21:00
Modified 8 марта, 07:49
Updated 8 марта, 07:49
По словам г-на Мамиконяна, в 2009 году из-за снижения спроса не следует ожидать роста производства в сегменте премиальных товаров, который за последние годы развивался достаточно динамично. Потребители, полагает он, будут переключаться на более дешевое продовольствие, в частности, на куриные окорочка, поскольку эта продукция «будет соответствовать их покупательским возможностям». «Это будут добротные продукты, котлеты или сосиски, например, но, конечно же, не сырокопченая колбаса», – отметил специалист. Он считает, что граждане все больше будут покупать мясо и мясные продукты в дискаунтерах или на рынках, поскольку это для них – реальный способ сэкономить. «Будет также восстанавливаться система прямых продаж, минуя посредников, – заявил президент Мясного союза. –Люди будут приходить к мясному заводу, к хлебокомбинату и покупать там продукцию, но это путь назад, в каменный век, к системе торговли, которая была в 90-е годы».
Между тем на Западе из-за кризиса идут не в «каменный век», а по пути снижения потребительских цен. В США в III квартале они опустились на 0,8% (это самый большой показатель с 1949 года), в Великобритании – на 0,3 только за один последний месяц. В Японии же, которую от кризиса трясет сильнее, в супермаркетах идет распродажа товаров так называемой «дешевой марки» собственного производства. Экономия для покупателей – от 20 до 50%, а спрос на такие товары вырос в четыре раза.
«Снижение цен, в том числе и потребительских, – это закономерная реакция на кризис, – пояснил «НИ» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, – падает покупательский спрос и в условиях конкурентной экономики за ним должны падать цены. Вот только в России с конкуренцией пока существенные проблемы. На это накладывается и то, что у нас очень энергоемкая и, если так можно сказать, транспортоемкая экономика – ведь именно в этих сферах тарифы определяются госмонополиями. Если цены и снизятся, то только на некоторых рынках, например, автомобильном, но в большинстве секторов они будут продолжать расти».
Между тем, по мнению эксперта, никаких объективных причин для взвинчивания тарифов нет. «Без особых объяснений госмонополии законодательно определили себе рост тарифов в 25–27% в сфере энергетики и около 16% в железнодорожных перевозках, и никакой кризис на этот рост не повлиял», – отметил г-н Николаев. Он убежден, что госмонополисты по максимуму взвинтили себе тарифы, не понимая, что потеряют на этом больше, чем выиграют. «Они обосновывали это нежеланием торговать в убыток, позабыв о том, что экономика – это борьба не только за максимальную прибыль, но и за минимальные потери. Иногда лучше работать в убыток, чем совсем остаться без клиентов», – подчеркнул специалист.
«Рост цен заложен не только в тарифах, но и в ослаблении рубля, которое делает импорт дороже, ведь пока потребительские товары у нас в основном импортные, – рассказала «НИ» член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Сколько мы ни пытались поднимать этот вопрос в Госдуме, «Единая Россия» давит эти инициативы. Вряд ли они теперь решатся пересматривать бюджет и тарифы после их принятия, хотя это было бы шагом к выходу из кризиса». В свою очередь, председатель думского комитета по экономической политике Евгений Федоров заверил «НИ», что ничего против снижения тарифов не имеет, но это «не может быть волюнтаристским решением, поэтому рассчитать нужный баланс интересов должна Федеральная служба по тарифам».