Стена, любовь, СССР

17 ноября 2008, 00:00
В минувшую субботу в Москве завершился XXVIII Международный фестиваль ВГИК. Старания будущих кинематографистов были замечены: по мнению киномэтров, некоторые из дебютантов создали вполне зрелые, философские работы, которые могут предлагаться и на «взрослые» фестивали.

Церемония закрытия была лишена почти всякой драматургии. На сцену для объявления победителей по очереди выходили члены жюри, а в паузах публике демонстрировали на экране почти детективные кадры – ректор ВГИКа Владимир Малышев передает неким «людям в черном» три кейса с результатами конкурса. Тернистый путь доставки кейсов с секретной миссией от стен главного киновуза страны завершился в кинозале эффектным падением с балкона второго этажа одного из «суперагентов» – очевидно, каскадера.

Приз за лучшую режиссуру вручили дипломной работе Евгения Опри «Стена». Председателя жюри игрового конкурса Владимира Меньшова эта лента настолько растрогала, что он посетовал на отсутствие номинации «Лучший фильм». «Стена» – философский фильм-притча о поиске смысла жизни. Снят он так, что позволяет зрителю утонуть в своих размышлениях. Философского настроения прибавляет и гипнотизирующая музыка. Большую часть картины герой идет по пустыне. Идет всю жизнь. И будет идти, пока его не остановит стена. Высокая, непроницаемая и бесконечная. Он продолжает путь вдоль стены, встречает девушку, вместе с которой они пробуют сделать под стеной подкоп. Бесполезно. На стене он делает отметину, и они вновь идут, пока героиня не замечает, что они уже совершили ровно круг. Мир не больше, мир меньше, чем мы думаем. Тогда они останавливаются: им больше некуда идти. В следующем кадре мы видим их вместе с сыном, который уже достаточно подрос, ему около восьми лет, чтобы попытаться преодолеть стену. Тогда они выстраиваются в пирамидку, и мальчик остается наверху. Прощальный взгляд – и он за стеной. Радость отца и растерянность матери. Мечта родителей сбылась. Что там? Новая жизнь для нового человека? Следующий путь до другой стены? Режиссер ломает для зрителя стену, как дарит новую жизнь.

В документальном конкурсе жюри выделило фильм «Девять забытых песен» Галины Красноборовой. Предельно лаконичная, до конца откровенная картина о культуре, традициях одной из деревенек Республики Коми. Начинающий режиссер разговаривает со зрителем на настоящем кинематографическом языке. Гармоничное сочетание режиссерской, операторской (Оксана Грачева) и звукорежиссерской (Елена Титова) работы привело эту дипломную картину к призу.

Помимо киноконкурса в четвертый раз на ВГИКовском смотре проходил и театральный конкурс. Его жюри отдало спецприз известной польской киношколе из города Лодзь, которая в этом году празднует 60-летие. Темпераментные польские студенты всей командой выбежали для получения приза на сцену и прыгали, не скрывая своей радости. А Гран-при театрального конкурса получили студенты Школы-студии МХАТ за спектакль «Стравинский. Игры», который был поставлен известным режиссером Аллой Сигаловой.

Искусствоведами давно замечено, что каждые пятьдесят лет искусство возвращается назад и переосмысливает по-новому времена полувековой давности. Сегодня этот срок сокращается. Несколько лет назад в моду входила одежда с надписями «СССР», а нынешние студенты-кинематографисты, похоже, вернулись в советскую киноэстетику 1980-х годов. Есть и другая тенденция. В студенческом кинематографическом мире появляется большое количество фильмов о любви и доброте, о вечных и глубоких чувствах, которые позволяют человеку оставаться человеком.

#Новости #Культура #Культурная жизнь #ИРИНА РЕШЕТКИНА
Подпишитесь