Posted 12 ноября 2008, 21:00
Published 12 ноября 2008, 21:00
Modified 8 марта, 07:52
Updated 8 марта, 07:52
Никаких конкретных проектов по изменению мировой финансовой системы страны «большой двадцатки» пока не представили мировой общественности, а спектр «антикризисных» программ, обсуждающихся в прессе, очень широк – начиная с «отказа от глобализации» и закрытия финансовых рынков, заканчивая уничтожением Центробанков как института финансового регулирования.
Какой должна быть степень государственного вмешательства в мировых финансах – это вопрос, споры над которым ведутся уже сотни лет и в ходе одной встречи решить его невозможно, утверждают эксперты, но мировым лидерам есть над чем поработать: «Я не думаю, что на саммите G20 уже будут приняты какие-то судьбоносные решения, ведь это только начало важного и тяжелого диалога, в котором сталкиваются разные интересы, – поясняет «НИ» научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин. – Но рано или поздно изменения в мировой финансовой структуре, видимо, произойдут – нынешний кризис наглядный пример неэффективности современной модели. Остается только решить, в каком направлении проводить изменения? В сторону большей свободы рынка или ужесточения государственного контроля? Лично я уверен в том, что преобразования должны быть рыночными. Главное изменение в глобальной финансовой системе я вижу в том, чтобы субъекты рынка сами несли риски за свои действия».
По мнению директора Центра постиндустриальных исследований Владислава Иноземцева, именно меры по борьбе с конкретными спекулятивными механизмами и могут быть единственным полезным результатом грядущего саммита: «Институты Бреттон-Вудской системы уже много лет не определяют правила игры и вряд ли когда-нибудь будут, – заявил эксперт «НИ». – Единственное, что может сделать сегодня G20 – это принять конкретные меры по укреплению финансовой дисциплины. Пусть эти меры и подразумевают некоторое государственное вмешательство, но они никак не противоречат рыночным принципам экономики».
ЧТО ТАКОЕ «БОЛЬШАЯ ДВАДЦАТКА»