Posted 29 октября 2008, 21:00
Published 29 октября 2008, 21:00
Modified 8 марта 2024, 07:58
Updated 8 марта 2024, 07:58
Повстанческая армия Лорана Нкунды, ранее служившего генералом правительственных войск Конго, двинулась в наступление в сторону столицы. Солдаты Нкунды уже продвинулись на запад вплотную к городу Гома с населением более полумиллиона человек. Как сообщают свидетели, в нескольких километрах от Гомы слышны удары артиллерии и автоматные очереди. Некоторые части правительственной армии без предупреждения бросили свои позиции. Мятежники разделились на небольшие подразделения и стараются посеять панику среди мирного населения. Из населенных пунктов, располагающихся по маршруту движения повстанцев, уже вынуждены были бежать около 30 тысяч мирных жителей. Лоран Нкунда обвиняет власти в том, что они должным образом не защищают его соплеменников-тутси от бывших солдат-хуту из правительственной армии Руанды. Генерал Нкунда заявил, что не ограничится востоком страны и намерен решительно «освободить» всю территорию страны. Конголезские военные со своей стороны обвиняют соседнюю Руанду в боевой поддержке повстанцев. 18-тысячный контингент ООН пока предпочитает не вмешиваться, хотя глава миссии ООН в ДРК Алан Досс обещает, что миротворцы «сделают все возможное, чтобы предотвратить захват мятежниками крупных городов».
Новый виток конфликта между хуту и тутси может стать не менее кровавым, чем предыдущие вспышки насилия в Конго и в соседних Руанде, Уганде и Бурунди. Самыми крупными из них стали гражданская война в Руанде 1994 года, где погибли около миллиона человек, и так называемая Большая африканская война в Конго 1998–2002 годов, в которой, по разным оценкам, погибли от 4 до 5,5 млн. человек.
Любопытно, что и в Конго, и в Руанде ООН продемонстрировала настойчивое стремление не ввязываться в конфликт. Так, в 1994 году в первые недели столкновений Совбез ООН принял решение вывести миротворческий контингент, что сделало кровавую фазу конфликта неизбежной. При этом ООН отказывалась признавать геноцид даже тогда, когда хуту, натравливаемые местной радиостанцией RTLM, вырезали своих сограждан из племени тутси целыми деревнями. Не вмешалась ООН и в Конго, ограничившись организацией миротворческой конференции. Формально и в Руанде, и в Конго сегодня присутствуют голубые каски, но, как стало понятно вчера, вступать в активные боестолкновения они снова не собираются.
Своя военная миссия в Конго есть и у ЕС – воинский контингент в размере 2500 человек уже помогал в 2003 году подавлять беспорядки в Киншасе. Вот только пока не похоже, что европейцы морально готовы к полноценным военным столкновениям. Во всяком случае, вчера Европейский парламент в рамках пленарной сессии в Страсбурге решился лишь на то, чтобы принять «резолюцию о необходимости внедрения эффективных механизмов мониторинга, которые должны сертифицировать происхождение алмазов, в связи с возобновлением боевых действий в Демократической Республике Конго». Более важных проблем в Конго, чем сертификация алмазов, европейцы не обнаружили.
«ООН и Европейский союз в принципе имеют достаточно сил, чтобы остановить эскалацию конфликта, – заявил «НИ» Юрий Винокуров, заведующий центром стран Тропической Африки Института Африки РАН, – но простых решений тут нет. По своей глубине и сложности это противостояние ничем не лучше, например, ближневосточного конфликта, хотя и говорят об африканских странах намного меньше. Недостаток внимания и политической воли со стороны ООН может обернуться новой кровавой катастрофой в Тропической Африке. Ситуация осложняется мировым финансовым кризисом, в ходе которого сложнее найти средства для миротворческой операции. А надо отметить, что миссия ООН в Конго оказалась самой дорогостоящей».
По мнению эксперта, ситуация осложняется геополитическими противоречиями между африканскими странами: «Помимо национальной розни между хуту и тутси, в разжигании конфликта свою роль играют политики. Так, например, Руанда, вопреки договоренностям, не желает выводить войска из восточного Конго и, как считается, оказывает повстанцам материальную поддержку. Одновременно политические силы в обеих странах ведут борьбу за минеральные ресурсы в регионе и, как считают эксперты ООН, используют нестабильность для своих корыстных интересов. Теперь, если ООН, ЕС и Африканский союз не предпримут решительных действий, вялотекущий конфликт может перерасти в новую Большую африканскую войну».