Posted 27 октября 2008, 21:00
Published 27 октября 2008, 21:00
Modified 8 марта, 07:59
Updated 8 марта, 07:59
О том, что три иностранца вот уже несколько месяцев ожидают депортации, находясь в тюремных условиях, правозащитники узнали совершенно случайно. «Мой клиент один день просидел в спецприемнике при УВД Сыктывкара в одной камере с гражданами Украины, Болгарии и Армении, которые поведали ему свою историю, – сообщил «НИ» один из адвокатов правозащитной комиссии «Мемориал» по Республике Коми. – Их задержали без документов и приговорили к выдворению». Правда, скорой встречи с родиной не получилось. 40-летний украинец Владимир Лапшин ждал возвращения с середины мая, 34-летний болгарин Иван Генов – с 17 июня, а 31-летний армянин Ашот Киракосян – с 24 июня. «Дело в том, что суды установили гражданство исключительно со слов мигрантов, – пояснил «НИ» член правления правозащитной комиссии «Мемориал» в Коми Эрнест Мезак. – А как их можно выдворить, если никакого другого подтверждения их гражданства нет?» Связываться же с посольствами, которые могли бы оформить мигрантам свидетельства о возвращении, никто не торопился. Иностранцев посадили в обычную камеру для содержания задержанных за административные правонарушения. Долгое время они спали на голых досках: постельного белья не хватало. Туалет в камере не был изолирован. Только в августе руководство спецприемника сжалилось над мигрантами и предоставило им отдельную камеру, в которую то и дело подселяли арестованных, в том числе наркоманов в период ломки. В сентябре иностранцам разрешили редкие прогулки во дворе.
В конце сентября МВД по Республике Коми в ответ на жалобу Владимира Лапшина признало, что сотрудники милиции только собираются оформлять его документы через посольство. Ответственный за это милиционер получил устное замечание за промедление. «В начале октября, после того, как делом заинтересовались правозащитники, запросы по троим мигрантам были направлены в консульства», – заявил «НИ» адвокат задержанных Владислав Коснырев.
Административно арестованные могут находиться в спецприемниках не больше 15 дней. А вот мигрантов КоАП позволяет держать в нечеловеческих условиях до года – но только в том случае, если выдворить их быстрее невозможно. В прошлый понедельник уроженец Украины Владимир Лапшин был выдворен на родину. То есть с тех пор, как его дело взяло под контроль МВД, вся эта процедура заняла всего месяц. В спецприемнике же он просидел почти полгода. «Ашот Киракосян уезжает на следующей неделе, его документы уже оформляются, – заверил «НИ» начальник спецприемника при УВД Сыктывкара Николай Попов. – А Ивана Генова отправят на родину уже в новом году. Там он не был 12 лет, и подтвердить его гражданство довольно сложно».
Руководитель отделения информации и общественных связей МВД Коми Стела Бихерт сообщила «НИ», что министр внутренних дел республики дал поручение своим подчиненным разобраться в ситуации. «Пока рано говорить о результатах, – отметила г-жа Бихерт. – Но если промедление произошло по чьей-то вине, этот человек будет наказан». Возмущенные нечеловеческими условиями содержания людей правозащитники собираются подать жалобу в Верховный суд. «Закон не требует обязательного нахождения мигрантов в спецприемнике, – подчеркнул в беседе с «НИ» Владислав Коснырев. – Нужно либо создавать для них общежития, жизнь в которых не будет унижением человеческого достоинства, либо вообще не сажать их за решетку».
Эксперты утверждают, что мигранты, приговоренные к депортации, содержатся в унизительных условиях по всей стране.
«Раньше они вообще сидели за решеткой по пять лет, – говорит «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. – Пока Европейский суд не постановил, что нельзя держать в заточении до бесконечности людей, не приговоренных к лишению свободы. Сейчас они могут находиться под стражей не больше года. Многих практически не кормят – дают два раза в день чай с хлебом». По словам г-жи Ганнушкиной, судьи, которые занимаются делами мигрантов, часто некомпетентны. Нередко они устанавливают гражданство лишь со слов мигранта. «В нашей практике было несколько случаев, когда задержанные называли чужие данные, – продолжает наша собеседница. – А потом, когда человек, чьим именем назвался нелегальный мигрант, обращается за видом на жительство, ему отказывают из-за того, что его уже выдворяли из страны. И доказать обратное невозможно».