Ничего не скажешь, провальной для Владимира Крамника получилась первая половина матча за титул сильнейшего шахматиста мира. В стартовой партии борьба еще шла равная. Точнее, борьбы-то там почти не было – скорее состоялась легкая резведка боем. Ситуацию на доске соперники не обостряли, после серии разменов заключив мир. А вот во второй встрече инициативой владел уже Вишванатан Ананд. И 14-й чемпион мира (а ныне экс-чемпион), возможно, еще легко отделался – ничья была заключена в предпочтительной для индийца позиции. В третьем же отрезке матча грянул гром. Соперники ввязались в острейшую борьбу со взаимными шансами. Своими Крамник воспользоваться не сумел, и Ананд повел в счете.
После того как четвертая партия, в которой индийский гроссмейстер играл белыми, завершилась вничью, подумалось – вроде бы Владимир пришел в себя, и дела должны пойти на лад. Не тут-то было. Пятый, выражаясь боксерским языком, раунд вновь окончился для россиянина нокдауном. Возможно, Крамник допустил ошибку, когда пошел на повторение дебюта, разыгранного в неудачной для него третьей партии. Он надеялся вернуть себе уверенность в собственных силах, но Ананд, видимо, слишком хорошо подготовился именно к этому варианту. Виши действовал намного быстрее соперника и в цейтноте поймал его в ловушку. Судя по всему, такое развитие событий действительно стало для Крамника потрясением. Потому что в следующей, шестой партии, играя черными фигурами, он не сумел создать практически никаких проблем своему оппоненту и вновь потерпел сокрушительное поражение.
«Мне казалось, я разыграл дебют достаточно логично, – заметил Крамник на пресс-конференции. – Но уже после 17-го хода я попал в сложное положение и не видел путей к уравнению позиции». «У Крамника была контригра, – сказал, в свою очередь, Ананд. – Но он не реализовал свои шансы». К слову, пресс-конференцию отложили на некоторое время, так как игрокам пришлось проходить допинг-контроль. «Для шахмат эта процедура не имеет никакого смысла, – заметил по этому поводу индиец. – В нашем виде спорта главный инструмент нечестной игры – компьютеры».
Итак, что дальше? Вообще, конечно, ситуация у Крамника тяжелейшая. Если не совершенно безнадежная. Ананд – не мальчик, а испытанный турнирными и матчевыми баталиями муж. В оставшихся шести партиях ему достаточно взять всего два очка для того, чтобы сохранить звание чемпиона мира. Владимиру же нужно начинать выигрывать. Вообще шахматный матч действительно чем-то напоминает боксерский поединок (а нынешний еще и потому, что состоит из 12 партий). Проиграть даже три партии можно, если ты держишь удар и готов после этого броситься в атаку. И Крамнику срочно надо переходить в наступление. Причем не только белыми фигурами, но и черными, что связано с безусловным риском. С другой стороны – смог же без преимущества первого хода выиграть две партии Ананд? Да и вообще тот, кто не рискует, тот не носит лавровый венок шахматного короля.