Действующее законодательство позволяет гражданам приобретать охотничьи ружья, пистолеты и револьверы с газовыми и травматическими патронами. Региональные депутаты отмечают, что некоторые модели гражданского оружия внешне похожи на боевые аналоги. И действительно, сейчас в Интернете можно найти множество сайтов, где предлагается приобрести копии пистолета Макарова, знаменитый ТТ, маузер, исполненный для стрельбы резиновыми пулями и даже пулемет системы Максим. В пояснительной записке к законопроекту парламентарии ссылаются на опрос граждан, желающих приобрести оружие, согласно которому, главной причиной является именно его сходство с боевым. Количество правонарушений с применением таких «копий», отмечают авторы поправок, «ежегодно увеличивается». К примеру, вчера в московском метрополитене двое мужчин устроили стрельбу из травматического пистолета в переходе между станциями «Марксистская» и «Таганская». В результате пострадал случайный прохожий. Кроме того, напоминают татарские депутаты, милиционер, увидев в руках гражданина пистолет, не станет разбираться газовый он или боевой. Может и стрельнуть.
Региональные законодатели предлагают запретить двойники реального оружия. Введение такого запрета, по мнению авторов поправок, поможет «сократить количество правонарушений», а правоохранительным органам «адекватно реагировать на факты их использования при совершении преступлений».
Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков говорит «НИ», что при обсуждении поправок депутаты «пришли к выводу, что благие идеи, которые заложены в этом законе, не реализуемы технически». «И рады бы, может, поддержать, понимаем озабоченность коллег из Татарстана, но как это можно отличить по внешним признакам? – задается вопросом депутат. – Запретить такое оружие невозможно, потому что тогда нужно запретить, например, строительные пистолеты». Геннадий Гудков отмечает, что для решения проблем, о которых говорят региональные депутаты, «нужно четче пресекать преступления, снижать общий уровень преступности, тогда будет меньше преступников».
В правительстве считают, что «практическая реализация законопроекта будет осложнена из-за отсутствия в законопроекте технических параметров и порядка определения признаков внешнего сходства указанного оружия с боевым». В Белом доме уточняют, что вместе с гражданским оружием придется запрещать и подарочные макеты, и даже игрушки, внешне похожие на боевые пистолеты. Кроме того, под подобный запрет попадет «около 40% охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом отечественного производства», так как тот же карабин «Сайга» попросту в рамках конверсии переделан из автомата Калашникова.
Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев отмечает, что «средства защиты крайне необходимы для обычных граждан». «У бандитов есть оружие, а обычные граждане хоть что-нибудь должны иметь для своей защиты, – говорит «НИ» правозащитник. – Если пистолет похож на боевой, то, может, бандит испугается». А вот член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев рассказал «НИ», что является противником «разрешения ношения огнестрельного оружия, поскольку ни к чему хорошему это не приведет». Правозащитник отмечает, что в бытовых случаях, когда, к примеру, оружие используется в метро или на дороге, запрет результатов не даст, «поскольку тогда вместо пистолета будут доставать ножи или кастеты».