Мораторий на реформы

15 октября 2008, 00:00
Вчера стало известно, что в правительстве появится восьмой по счету вице-премьер – министр регионального развития Дмитрий Козак станет курировать подготовку к зимней Олимпиаде 2014 года в Сочи. Это кадровое назначение, по заверениям экспертов, далеко не последнее преобразование, которое произойдет в российском кабинете

После небольшого кадрового затишья во властных сферах вновь началось заметное движение. За две недели было принято сразу несколько решений, затронувших конфигурацию российского кабинета министров. На прошлой неделе ликвидировано агентство по спорту, возглавляемое Вячеславом Фетисовым, его функции переданы Министерству спорта, туризма и молодежной политики. На днях в правительство внесен проект о создании агентства кадастра, регистрации и картографии, которое объединит ранее существующие – Росрегистрацию, Роснедвижимость и Роскартографию. Вчера было объявлено о том, что в правительстве появится еще один, восьмой вице-премьер (им станет министр регионального развития Дмитрий Козак), который займется вопросами подготовки Олимпиады в Сочи. И, судя по всему, на этом преобразования в органах власти не завершатся.

По словам одного из экспертов «НИ», в ближайшие несколько дней в Госдуму может быть внесен законопроект о создании единого Следственного комитета, который объединит аналогичные комитеты при Генпрокуратуре и МВД. Кроме того, в обозримом будущем аналитики прогнозируют распад на две части Министерства здравоохранения и социального развития, а также значительное сокращение числа агентств и дальнейшее увеличение количества заместителей министров. Правда, эксперты называют это все косметическим ремонтом и уверяют, что кардинальной перезагрузки системы исполнительной власти ожидать не стоит. Во-первых, на дворе финансовый кризис, и производить какие-то крупные перестановки, сейчас не вполне безопасно. Кроме того, основные преобразования произошли в мае этого года, когда формировалось новое правительство Владимира Путина. Тогда количество министерств увеличилось с 16 до 18.

А вот общее число федеральных ведомств, наоборот, уменьшилось с 85 до 84. Количество федеральных агентств уже сократилось с 33 до 31, и это при том, что до ранга агентств повысили два госкомитета прежнего правительства – по делам молодежи и по рыболовству. Было упразднено шесть агентств: по высокотехнологичной медицинской помощи, здравоохранению и соцразвитию, энергетике, культуре и кинематографии, промышленности, строительству и ЖКХ. Хотя появилось и одно новое – по обустройству государственной границы. Во главе образованного Министерства энергетики встал руководитель «Атомстройэкспорта» Сергей Шматко, а Министерство спорта, туризма и молодежной политики досталось президенту российского футбольного союза Виталию Мутко. В правительстве также появилось семь вице-премьеров, двое из которых стали первыми. Было подкорректировано и перераспределение обязанностей федеральных ведомств. Министерству промышленности передали контроль над торговлей, которой раньше заведовало Министерство экономического развития. Зато в качестве своеобразной компенсации ведомству Эльвиры Набиуллиной достались Росстат, Росрегистрация и агентства по кадастру и управлению имуществом.

Между тем уже в мае этого года был взят курс на слом системы, появившейся благодаря административной реформе 2004 года, которая, по мнению большинства аналитиков, продемонстрировала свою неэффективность. Как пояснил «НИ» гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, трехуровневая система министерств, агентств и служб оказалась нефункциональной не потому, что «идея была плохая, а потому что попытались ее воплотить, пытаясь угодить и нашими вашим, чиновникам и управленцам». Согласен с ним и руководитель Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, который сообщил «НИ», что трехуровневое управление не сработало из-за конфликта интересов руководства министерств и агентств. Директор Института национальной стратегии Станислав Белковский считает, что отказ от трехуровневой системы произошел уже в мае при назначении нового кабинета министров, и будет продолжаться и дальше. Просто, сказал «НИ» эксперт, процесс отката от результатов проведенной административной реформы 2004 года будет проходить очень медленно в силу бюрократической инерции аппарата. Можно сказать, что, если, проводя реформу, власти тогда пошли по революционному пути, то сейчас в правительстве остановились на более мягком, эволюционном пути развития. «Точкой обновления структуры министерств и ведомств была отставка кабинета министров и назначение нового премьера, – заявил «НИ» Директор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, – и все, что могло случиться, случилось именно тогда. Сейчас можно говорить лишь об оптимизации аппарата, в ближайшее время значимых структурных изменений не будет». По мнению аналитиков, сейчас самый оптимальный подход – это отвечать на конкретные вызовы конкретными решениями. Глобальных сломов уже не будет и потому, что предыдущая реорганизация создала серьезную неразбериху во властных структурах. Тогда, в 2004 году, некоторые агентства и службы не могли втянуться в рабочий процесс в течение нескольких месяцев.

По мнению экспертов, сейчас происходит процесс оптимизации отдельных узловых элементов административного управления и разделение сфер влияния разных, правда, в основном мелких групп интересов. Аналитики сравнивают эту корректировку с «косметическим ремонтом». По мнению Алексея Мухина, власть сейчас «судорожно ищет возможности оптимизировать свою деятельность и повысить эффективность управленческих процессов». «В текущем оперативном режиме идет отладка механизмов, которые нужны для выполнения определенных, в том числе и политических целей», – говорит «НИ» политолог. Именно в этом русле был расформирован Росспорт в преддверии Олимпиады-2014, так как «реформа назрела, а Мутко и Фетисов видели ее совершенно по-разному». По схожему сценарию проводятся реформы и в других отраслях. Разделение сфер влияния разных групп интересов видит в происходящих преобразованиях Евгений Минченко. Правда, эксперт уточняет, что это пока только мелкие группы. Многие пертурбации проводятся для того, чтобы освободить нужные места для нужных людей.

Эксперты, не забывая, что прогноз дело неблагодарное, все-таки пытаются представить будущие контуры исполнительной власти. В ближайшее время на пике финансового кризиса, уверены специалисты, руководство страны ни на какие глобальные реорганизации не пойдет, установив своеобразный «мораторий на реформы». Так как любое административное решение может привести к ухудшению ситуации. Зато в начале следующего года нас могут ждать некоторые перемены. Например, Министерство здравоохранения и социального развития, скорее всего, будет разделено на две части. По мнению Алексея Мухина, такое разделение уже давно «назрело». При этом главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой предрекают повышение по карьерной лестнице, одни говорят о месте вице-премьера, другие пересаживают ее в кресло министра финансов. Оставшегося без кресла Алексея Кудрина политологи перемещают в кресло главы Центробанка. Другие вероятные кандидаты на переформатирование – Министерство промышленности и торговли, Министерство образования и науки, Министерство экономического развития. Первое и второе могут разделить, а третье слить с Министерством финансов. С этим не согласен Дмитрий Орлов, по мнению которого при финансовом кризисе основные структуры, особенно экономического и финансового блока, должны сохраниться, так как «коней на переправе не меняют».

Реорганизация может затронуть и силовые ведомства. В том, что самые большие поглощения и слияния могут произойти именно в сфере силовых структур, не сомневается Евгений Минченко. Так, вскоре будет создан единый следственный комитет на основе аналогичных комитетов при МВД и Генпрокуратуре. Более того, Станислав Белковский уверен, что закон о создании такого комитета поступит в Госдуму в ближайшие несколько дней. Эксперт считает делом решенным и объединение Генпрокуратуры с Минюстом. Новая структура займется масштабной борьбой с коррупцией. Недаром в поступившем в Госдуму пакете антикоррупционных мер президент России уже возложил эту функцию на Генпрокуратуру. Правда, Алексей Мухин напоминает «НИ», что такое слияние противоречит Конституции, в которой Генпрокуратура прописана в качестве отдельного ведомства. Но г-н Белковский в отличие от своих коллег никакого противоречия с Основным законом в объединении ведомств не усматривает. «Генпрокуратура останется как отдельное ведомство, но ей будут переданы функции Министерства юстиции», – находит простой выход эксперт.

А вот по поводу того, что количество агентств и служб будет неуклонно сокращаться, похоже, солидарны все. Одной из первых жертв этой редукции может стать агентство по молодежной политике, возглавляемое экс-руководителем «Наших» Василием Якеменко, которое, по словам экспертов, давно уже «пятое колесо в телеге». Результатом сокращения может стать рост числа заместителей министров. «Чем меньше будет агентств и служб, тем автоматически будет больше число заместителей у министров, – говорит г-н Минченко. – Они будут курировать функции, переданные министерствам от служб и агентств».

#Новости #Чиновники #Политика
Подпишитесь