В минувшую субботу на 79-м году жизни после продолжительной болезни сердца скончалась замечательная латышская актриса Вия Артмане. Зрители старшего поколения помнят ее как исполнительницу главных ролей в советских фильмах. В частности, «Родная кровь», «Театр», «Человек свиты» и многих других.
Она родилась в 1929 году в латвийской деревушке под Тукумсом. В детстве мечтала стать юристом: «Чтобы наказывать злых людей и оправдывать добрых», – скажет она позже в одном из интервью. Но потом ее покорил театр. В Риге она поступила в драматическую студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса. Сменила свое трудное имя Алида на Вия. Как уверяла актриса, благозвучность приносит успех.
Сразу после окончания студии ее принимают в труппу театра, которому она прослужит полвека. Лучшие свои роли в театре она сыграла под руководством Эдуарда Смильгиса, ученика Константина Станиславского. В театре она играла героинь классического репертуара: Джульетту, Офелию, Елизавету. Но славу и известность ей принес кинематограф. Дебют состоялся в 1956 году в картине «После шторма». А широкий советский зритель полюбил Вию Артмане после знаковой роли Сони в фильме «Родная кровь», где ее партнером был Евгений Матвеев. В 1978 году она исполнила роль примы театра Джулии Ламберт в телефильме Яниса Стрейча «Театр» по роману Сомерсета Моэма.
Народную артистку СССР в советское время называли «Мать-Латвия», «Балтийская богиня», «Королева из рижского предместья», но жизнь знаменитой актрисы с годами только усложнялась. Например, многим не нравилось, что она открыто любила Россию. Об этом Вия Артмане рассказывала в 2004 году в интервью «Новым Известиям». После распада СССР актрисе жилось непросто. В 1993 году Латвия приняла закон о реституции, по которому все, что до советской власти принадлежало прежним хозяевам, возвращалось им в собственность. У дома, где жила Вия, объявился владелец, и ей пришлось съехать с квартиры. Первое время она жила в театре, буквально за сценой. Потом благодаря помощи коллег она вместе с дочкой и внучкой смогла перебраться в полуразрушенный дом в сорока километрах от Риги. Но жаловаться она не любила.
Последней театральной работой Артмане был спектакль «Пиковая дама» в Рижском молодежном театре, но после двух инсультов она ушла из театра. В 2003 году исполнила эпизодическую роль Екатерины Великой в фильме Ильи Хотиненко «Золотой век», на чем и закончилась ее творческая карьера.