Организаторы, заручившись поддержкой Министерства транспорта России, РСПП, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Департамента транспорта и связи города Москвы, сумели добиться того, что выставка стала самым представительным профессиональным форумом российского сообщества деловой авиации и получила такое же международное признание, как и ее зарубежные аналоги. Однако московский форум «Jet Expo» выгодно отличается от выставок «NBAA» в США, «EBACE» в Швейцарии, «LABACE» в Бразилии и «BAE» в Китае тем, что ориентирован на новый формат: деловая авиация рассматривается помимо прочего как атрибут современного бизнеса. Выставка делает упор не столько на техническую составляющую, сколько на широкий комплекс услуг, присущий именно деловой авиации и ориентированный, прежде всего, на конечного и, разумеется, не бедного потребителя.
Масштабу растущего в нашей стране рынка деловой авиации соответствует и спектр представленных компаний: изготовители авиационной техники, салонов и специального оборудования для бизнес-джетов, операторы бизнес-авиации и авиаброкеры, аэропорты и бизнес-терминалы, топливозаправочные комплексы, поставщики бортового питания, – в общем, все компании, работающие в области бизнес-перевозок.
Наладить диалог власти с отраслью деловой авиации была призвана проведенная в рамках выставки конференция «Деловая авиация России. Трудности, которых могло не быть». Как отмечали выступавшие, сейчас деловая авиация в России находится на пике своего развития. Только за 2008 год общее количество рейсов из основных аэропортов Шереметьево, Домодедово, Внуково, судя по динамике, составит не менее 30 тысяч. По данным ассоциации UBAA, рост деловой авиации в России в этом году сохранится на уровне 30–35 процентов, при этом данный показатель европейского рынка едва достигает 10. VIP-терминалы московского авиаузла обслуживают примерно 100 рейсов бизнес-авиации в день, а всего ее услугами пользуются 10 тыс. человек. Российским собственникам принадлежит или эксплуатируется в их интересах более 250 самолетов бизнес-класса. Емкость рынка российского рынка деловой авиации оценивается почти в полтора миллиарда долларов.
Но, несмотря на эти красноречивые цифры, доля России в европейском парке судов деловой авиации составляет чуть более 2,5%. И это отнюдь не связано со становлением отрасли. Столь малое количество судов обусловлено неблагоприятным законодательным климатом. Причина в том, что российское законодательство существенно отстает от принятой общемировой практики регулирования деятельности деловой авиации. Клубок нормативно-правовых ограничений настолько плотно ограничивает свободу передвижения, что отечественные владельцы самолетов предпочитают регистрировать свои воздушные суда за рубежом.
Думаю, что не погрешу против истины, если скажу, что никакая авиация, а тем более деловая, не может обойтись без женщин. И на «Jet Expo» также без них не обошлись. Прямо в павильоне был оборудован подиум, на котором состоялся финал конкурса «Королева неба». Семь «воздушных» красавиц – стюардесс компаний деловой авиации – боролись за лавры победительницы. Бронзовым призером стала Евгения Вентлинская («Jet Service»). Она победила в номинации «Небесная улыбка». «Принцессой неба» стала Надежда Малыхина («Jet-2000»), а «Королевой неба» – Ольга Карпушкина («Rus Jet»).