Posted 8 октября 2008, 20:00

Published 8 октября 2008, 20:00

Modified 8 марта, 07:48

Updated 8 марта, 07:48

Конец пиратского эльдорадо

8 октября 2008, 20:00
Во вторник вечером Совет Безопасности ООН единогласно принял предложенную Францией резолюцию, которая дает мировому сообществу добро на применение силы в борьбе с пиратами. Этот документ позволяет вступать в самый настоящий бой с морскими разбойниками в любом уголке планеты. Однако это может «выйти боком» морякам, нахо

Резолюция СБ ООН прямо призывает заинтересованные страны использовать военный флот и авиацию для борьбы с морским разбоем в акватории у берегов Сомали. К активным действиям, по мнению Совбеза, должны подключиться все государства, заинтересованные в обеспечении безопасности судоходства.

Принятие столь жесткого документа во многом обусловлено озабоченностью мирового сообщества гуманитарной ситуацией в самой Сомали, нуждающейся в международной помощи. В среду генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил журналистам, что около 90% продовольствия доставляется в эту страну морским путем. «Корабли Нидерландов, Франции, Дании и Канады выступали в качестве эскорта наших судов. Дежурство Канады на этом поприще заканчивается 23 октября. Пока никто не вызвался занять ее место», – сообщил генсек.

Однако эксперты не склонны возлагать большие надежды на то, что резолюция окажется по-настоящему эффективной. «Позитивно, что будут приняты решительные меры против пиратов. Но я не думаю, что это все быстро кончится. Дело в том, что невозможно изменить ситуацию на море без изменения ситуации на суше», – поделился с «НИ» своей точкой зрения заместитель директора Института Африки РАН Владимир Шубин. Он напомнил, что ситуация на территории Сомали остается очень сложной. Фактически, определенная стабильность достигнута лишь в районе столицы страны Могадишо и на севере – в так называемом Сомалилэнде.

Наблюдатели отмечают, что в последнее время пираты заметно активизировались, а выкупы, выплачиваемые судовладельцами, растут и разжигают их аппетиты. В настоящее время в руках бандитов остается украинское судно «Фаина», на борту которого находятся также россияне. Именно неприменение силы против пиратов является гарантией сохранения жизни морякам.

Сухогруз «Фаина», перевозивший крупную партию оружия, был захвачен 25 сентября. Переговоры о его освобождении продолжаются по сей день, причем пираты снизили сумму выкупа с 20 до 8 млн. долларов. Характер груза во многом обусловил эскалацию напряженности вокруг судна, в настоящее время окруженного несколькими иностранными кораблями, цель которых – помешать пиратам выгрузить танки и другое вооружение на берег. По последним данным с места событий, на «Фаине» заканчиваются продовольствие и топливо.

История вокруг загадочной партии оружия обрастает все новыми подробностями. Телекомпания Би-би-си, в распоряжение которой попала копия грузовой декларации, утверждает, что танки предназначались не Кении, как сообщалось раньше, а Южному Судану. Аббревиатура GOSS, встречающаяся в документе, может быть расшифрована с английского как «Правительство Южного Судана», а Кения, в соответствии с тем же документом, являлась лишь получателем данного груза. Это, по мнению международных аналитиков, косвенное доказательство того, что де-факто автономный Южный Судан решил увеличить запас вооружения в преддверии референдума о независимости от Республики Судан, намеченного на 2011 год. Эта информация, однако, была категорически опровергнута представителем миссии Южного Судана в Брюсселе Фрэнсисом Назарио. «Оружие направлялось в Кению. Власти Южного Судана официально сообщили, что не имеют отношения к этой партии вооружений, а Кения подтвердила, что это она является покупателем. Мы вообще не импортируем оружие с Украины», – заявил южносуданский представитель «НИ» по телефону, назвав версию Би-би-си ошибочной.

Подпишитесь