Posted 7 октября 2008, 20:00
Published 7 октября 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:49
Updated 8 марта, 07:49
История о том, как в очередной раз поссорились Пекин с Вашингтоном, поначалу развивалась достаточно вяло. В минувшую пятницу американские военные уведомили Конгресс США о планируемой сделке с Тайванем. Речь идет о контракте на сумму 6,5 млрд. долларов, предусматривающем поставку большой партии современного оружия, в частности, боевых вертолетов Apache, ракетных комплексов Patriot, противокорабельных ракет Harpoon. После этого наступили выходные, а реакция Китая на провокационную новость последовала лишь в понедельник.
Представитель Пентагона Стюарт Аптон поделился с американскими СМИ «вызывающей сожаление» новостью: Пекин приостанавливает военные контакты, откладывает на неопределенный срок несколько визитов на высшем уровне, а также замораживает сотрудничество по некоторым гуманитарным вопросам. «Реакция Китая разочаровывает и может привести к упущенным возможностям», – сказал Аптон.
Вчера свою позицию более четко обозначил китайский МИД. «Планируемые поставки американского оружия Тайваню угрожают национальной безопасности Китая и портят здоровую атмосферу наших отношений в военной сфере», – заявил на брифинге официальный представитель внешнеполитического ведомства Поднебесной Цин Ган. На этом фоне американские официальные лица продолжают утверждать, что продают Тайваню лишь оборонительное вооружение, и это никак не нарушает международных обязательств Соединенных Штатов. При этом в Белом доме уверены, что на самом деле дальше словесной перепалки дело вряд ли дойдет. Эту позицию разделяют и российские эксперты, например, заместитель директора Института США и Канады РАН Павел Золотарев: «Данную ситуацию нельзя квалифицировать как серьезное обострение отношений. Китай просто демонстрирует, что обладает и применяет те же рычаги, которые используют Соединенные Штаты. Напомню, что когда обострилась обстановка на Кавказе, США приняли такие же меры в отношении России». В любом случае, полагает эксперт, «подобного рода реакция Китая не должна сказаться на реализации механизмов, которые направлены на решение проблем международной безопасности».
С 1949 года, когда на Тайване укрылись осколки проигравшей в гражданской войне партии Гоминьдан, остров де-факто является самоуправляемой территорией. «Материковый» Китай продолжает рассматривать его как неотъемлемую часть своей территории и пытается воспрепятствовать военному сотрудничеству США и Тайваня. Активное сближение между Пекином и Тайбэем, как уже писали «НИ», наметилось после победы весной этого года на тайваньских президентских выборах Ма Инцзю, выступающего за развитие связей с КНР. Теперь получается, что заявленному движению навстречу друг другу опять ставят палки в колеса.