Posted 6 октября 2008, 20:00

Published 6 октября 2008, 20:00

Modified 8 марта, 02:32

Updated 8 марта, 02:32

Опасная профессия

6 октября 2008, 20:00
Сегодня исполняется два года со дня гибели обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. В час дня коллеги и друзья Анны соберутся в Новопушкинском сквере в Москве, чтобы вспомнить о журналистке. Вчера правозащитная организация Amnesty International обратилась к российским властям с призывом «ясно продемонстрировать,

В заявлении Amnesty International говорится, что «именно правозащитники и журналисты в России слишком часто сталкиваются с запугиванием со стороны властей и сами становятся жертвами нарушений прав человека». За два года, прошедшие после убийства Анны Политковской, ситуация не улучшилась. «Два года спустя после убийства Анны Политковской, правозащитники и журналисты по-прежнему подвергаются риску в России, особенно в Северокавказском регионе, – говорится в сообщении Amnesty International. – Они могут быть похищены и подвергнуты пыткам, на их собственность нападают, а сами они получают смертельные угрозы или погибают при подозрительных обстоятельствах». Так за последний год в России был убит владелец сайта «Ингушетия.ру» Магомед Евлоев, на ингушского правозащитника Зураба Цехоева было совершено нападение, а имуществу орловского правозащитника Дмитрия Краюхина и нижегородского общественника Станислава Дмитриевского был причинен ущерб. Организация обещает внимательно следить за ходом судебного процесса об убийстве Анны Политковской, который должен начаться в ближайшее время.

Напомним, журналист «Новой газеты» Анна Политковская была убита два года назад в подъезде своего дома на Лесной улице. На прошлой неделе дело об убийстве было передано в Московский окружной военный суд. Рассматривать его будут с участием коллегии присяжных. Обвинение в убийстве предъявлено трем фигурантам: Сергею Хаджикурбанову, Джабраилу и Ибрагиму Махмудовым. Подполковника ФСБ Павла Рягузова, которого также подозревали в причастности к убийству, судить будут за превышение должностных полномочий и вымогательство. Предполагаемый исполнитель убийства Рустам Махмудов объявлен в международный розыск, а его дело выделено в отдельное производство, расследование которого пока продолжается.

Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин считает, что «расследование находится в странном и противоречивом состоянии, которое не может удовлетворить общественность». Он отметил, что «критерием того, раскрыто преступление или нет, является предоставление серьезных доказательств относительно исполнителей и заказчиков», а «пока этого нет, преступление не раскрыто». «По нашим подсчетам, результативность в отношении убийств в целом составляет до 80%, а в отношении журналистов – всего 10%», – сказал «НИ» президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов. По данным Центра экстремальной журналистики, с 1993 по 2008 год в России погибли 250 журналистов. Алексей Симонов отмечает, что «расследуются только те убийства, где мы твердо требуем этого». «Там, где коллеги, так или иначе, забывают об этом, следствие не проводится, поскольку без давления никто этим заниматься не будет», – считает г-н Симонов. «Следствие не раскрывает убийства журналистов, связанных с профессиональной деятельностью, – сказал директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов «НИ». – Естественно, я не могу говорить, кто именно нажал на курок и отдал приказ. Но судя по тому, что убийства наших коллег не расследуются, логика подсказывает, что следствие, по всей видимости, не заинтересовано в том, чтобы определить заказчиков».

Подпишитесь