Posted 17 сентября 2008, 20:00
Published 17 сентября 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:58
Updated 8 марта, 07:58
В конце августа на проводах российской сборной в Пекин никто не навязывал команде медальный план. Президент Паралимпийского комитета России Владимир Лукин каждый раз подчеркивал: наша задача выступить достойно. И паралимпийцам это удалось, они продолжили свое победное восхождение на Олимп. Каждый четырехлетний цикл, на всех летних Играх, где выступала Россия, наши ребята делали уверенный шаг вперед. В Афинах-2004 они финишировали на 11-й позиции в общекомандном зачете. В Пекине-2008 взяли новый рубеж – 8-е место. В Китае мы выступали в новых для себя дисциплинах: гребле, стрельбе из лука, фехтовании на колясках и «сидячем» волейболе, но все равно смогли закрыть лишь 13 видов спорта из 20 представленных на Играх. Участвовали в розыгрыше только 40 % всего медального запаса. Однако по общему количеству наград российская делегация все равно оказалась шестой в мире.
Самый внушительный вклад в командную копилку сделали пловцы. В их активе 27 медалей разного достоинства. Героями Игр стали 17-летний школьник из Нижнего Новгорода Дима Кокарев и 18-летняя студентка из Уфы Оксана Савченко, добывшие в Национальном водном центре Пекина по три «золота»! Отличились Анна Ефименко из Сергиева Посада и Александр Неволин-Светов из города Шахты, которые «выловили» в бассейне по четыре медали. Этот успех поднял российских пловцов на пятую ступеньку мирового рейтинга. Главный тренер сборной России по плаванию Юрий Назаренко, который прошел четыре Паралимпиады и имеет колоссальный опыт, прокомментировал пекинское выступление так: «Последний год перед Играми нам удалось хорошо поработать. Провели полноценные сборы – на «Озере «Круглом», на Кипре, в Ростове. С нами выезжала комплексная научная группа. Она ведет постоянный мониторинг функционального состояния и технических возможностей наших спортсменов. Проводит подводные съемки, изучает динамику. Это как УЗИ или томография у медиков. Мы можем заглянуть внутрь спортсмена. А раньше могли только пощупать пульс и померить давление. К тому же по сравнению с Афинами 70 % нашей команды – молодежь».
В Китае, в Мекке настольного тенниса, сотворили сенсацию две наши девушки – воспитанницы одной спортивной школы, саратовского РИФа, две подруги – Юлия Овсянникова и Наталья Мартяшева. Первая – уже весьма титулована, не раз выигрывала звания чемпионки мира и Европы, была третьей на афинской Паралимпиаде. Ее визави больших побед не вкусила, лишь призер чемпионата континента. В Пекине девушки фактически на глазах всего мира разыграли первенство саратовской спортшколы! И «золото» в упорной борьбе завоевала Мартяшева.
Надо непременно сказать несколько добрых слов о РИФе, альма-матер наших теннисисток. К сожалению, подобная школа – единственная в стране. И ее задача – не подготовка чемпионов. Цель гораздо прозаичнее, а главное благороднее – оздоровление и возвращение в жизнь детей-инвалидов. Вместо поликлиники и таблеток ребятам предлагают стадион. Реабилитация и физкультура – так расшифровывается название учреждения. А чемпионы там вырастают как-то исподволь. «У нас в десяти секциях занимаются около 840 ребят, – рассказала директор школы Светлана Борисовская. – Но все начинают с плавания, а потом выбирают занятие по вкусу. В каждом райцентре у нас есть филиалы. Все благополучие школы держится на бюджете нашего министерства соцзащиты. И власть нам помогает. Недавно купили для нас здание бывшего оздоровительного центра. Там разместим нашу базу. Осталось сделать ремонт». В Пекине восемь воспитанников РИФа выиграли семь медалей в четырех видах спорта.
Российские стрелки поразились великолепию пекинского стрельбища, а потом удивили китайских болельщиков. «В Китае сильные стрелки, – отметил Валерий Пономаренко, лучший наш стрелок в Пекине, выигравший «золото» и две «бронзы». – На Олимпиаде китайцы поставили задачу – не отдать ни одной золотой медали у себя дома и выполнили ее. На Паралимпиаде задача у них была такой же. Но мы с Андреем Лебединским, он тоже взял «золото», помешали им реализовать задуманное».
«Эх, если бы нам такое стрельбище, как у китайцев, мы бы показали им «кузькину мать», – сокрушался главный тренер по стрельбе Владимир Полухин. – Не тир, а сказка. У нас же этим летом стрельбище в «Мытищах» продали. Кому-то земля под коттеджи потребовалась. В России практически не осталось нормального стрельбища, где можно проводить сборы и соревнования. В нашем распоряжении только тир РОСТО в Орле. А к Играм готовились за границей, в немецкой деревушке под Бременом. Не поверите, но там есть свой местный тир, куда ходят стрелять жители. И он доступен для колясочников. Мы там даже свое оружие смогли пристрелять».
Особой похвалы заслужили дебютанты Паралимпиад – мужская команда по «сидячему» волейболу, костяк которой составляют спортсмены из Екатеринбурга. Они увозят из Пекина «бронзу». Порадовал пауэрлифтинг – тяжелоатлеты впервые принесли нашей команде сразу четыре «серебра» (и три из них выиграны усилиями представительниц прекрасного пола). С медалями вернутся домой дзюдоисты. Правда, женщины ограничились «бронзой», но взяли сразу пять наград. Зато Олег Крецул из Уфы добрался до «золота». В легкой атлетике наш знаменосец на церемонии открытия Игр Алексей Ашапатов в полной мере оправдал высокое доверие. В его активе не только две победы в толкании ядра и метании диска, но и три мировых рекорда! Две медали – золотую и серебряную – выиграл в беге соответственно на 800 и 400 м Артем Арефьев, который стал уже трехкратным паралимпийским чемпионом. Именно ему поручили нести флаг сборной России на вчерашнем закрытии Игр.
Наши футболисты (в игре семь на семь) – самая успешная команда на Паралимпиадах. Со всех ребята привозили медали. В Пекине в финале сошлись со старыми соперниками – сборной Украины. На прошлогоднем Кубке мира россияне отобрали у нее чемпионский титул. Поэтому поединок вышел принципиальный, и только дополнительное время, которое к тому же из-за сильнейшего ливня состоялось через час после окончания двух основных таймов, определило победителя. Украинцы взяли реванш – 2:1. Правда, не все чемпионы, к сожалению, вели себя достойно после финального свистка, что привело к потасовке. «Один из игроков сборной Украины спросил в грубой форме нашего футболиста, имеющего грузинскую фамилию: почему он, грузин, играет за Россию. Но никто из наших мальчишек не позволит обижать и унижать свою страну ни на поле, ни за его пределами. Поэтому случилась потасовка, которая, к счастью, быстро закончилась. Я категорически против того, чтобы в футбол примешивали политику», – заявил после инцидента главный тренер российской сборной Автандил Барамидзе.
Кстати, Украина в общекомандном зачете стоит выше России, из чего следует, что нам все-таки есть чему поучиться у своих соседей. «Главная причина нашего успеха – создание государственной системы физической культуры и спорта инвалидов, – поделился секретом президент Паралимпийского комитета Украины Валерий Сушкевич. – Сегодня в каждом регионе страны есть областной центр инваспорта, федерации спорта инвалидов. Работают ДЮСШ, где занимаются дети с ограниченными возможностями. В бюджете министерства молодежи и спорта есть отдельная статья расходов на физическую подготовку инвалидов. Около шести лет мы строили комплексную базу для национальной сборной в Евпатории. Это 60 гектаров на берегу Черного моря, полтора километра лучшего пляжа. Два года назад туда приезжал президент Паралимпийского комитета Китая господин Дэн Пуфан, сын Дэн Сяо Пина. Центр ему очень понравился. Через год мы были с ответным визитом в Китае. В десяти километрах от Пекина мне тоже показали национальный центр паралимпийцев. Он был похож, как две капли воды, на центр в Евпатории. Над чем мы бились шесть лет, китайцы с этим управились за один год!»
Российское паралимпийское движение достаточно молодо. К тому же до сих пор некоторые государственные деятели все еще считают инвалидный спорт чем-то второстепенным, не отвечающим критериям настоящего спорта. К примеру, уже упоминавшийся саратовский РИФ, который занимается реабилитацией и оздоровлением инвалидов, ведомственно относится не к спорту, а к соцобеспечению. Но в стенах школы вырастают чемпионы. Прав Лукин, отказываясь считать медали, важно – на каком фундаменте они произрастают. И помнить, что в России каждый десятый – инвалид. Возможно, если РИФов в стране станет больше, мы еще быстрее будем продвигаться на паралимпийский Олимп.