Posted 16 сентября 2008, 20:00
Published 16 сентября 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:59
Updated 8 марта, 07:59
Новый курс Сергея Женовача люди театра и кино начали «отслеживать» еще несколько лет назад, исправно посещая курсовые работы и экзамены. В прошлом году на экзамен по мастерству приходила Галина Волчек, которая затем позвала в свой театр режиссера приглянувшегося отрывка Екатерину Половцеву. А Алексей Бородин позвал в РАМТ студентов, чтобы те поставили на его сцене русские сказки. Посмотрев спектакль «Лев Толстой. Сцены», убеждаешься – есть, кого звать.
В течение года на курсе занимались прозой Толстого, и в результате из четырех лучших студенческих отрывков был составлен спектакль. Четверо режиссеров – Михаил Станкевич (отрывок «Петя Ростов»), Александр Хухлин (отрывок «Николай Ростов»), Егор Перегудов (отрывок «Анна Каренина»), Екатерина Половцева (рассказ «Что я видел во сне») – явно продолжают в своих работах традицию театра Петра Фоменко. Прежде всего в способе контакта с материалом – игровом, этюдном. Когда актер играет персонажа, но и чуть-чуть актера, играющего персонаж. Например, Андрей Назимов, исполнитель роли Пети Ростова, явно любуется своим героем, удивляется ему, жалеет его. Эта дистанция сочувствия между актерами и персонажами и составляет главное обаяние «фоменковского» стиля.
Во всех четырех отрывках можно найти неточности в ролях, но нет ни одного «непопадания». Воздушная материя прозы Толстого нигде не рвется.
Егор Перегудов в своей сцене решается на любопытный эксперимент: объяснение Анны с мужем исполняется дважды. Вначале мы видим сцену его глазами, слышим его внутренний голос. А потом та же сцена показана глазами Анны. Несовпадение восприятий, несовпадение оценок, тотальное непонимание друг друга, когда в каждом слове мужа Анна слышит совершенно иной подтекст.
В четвертой и заключительной части спектакля – в инсценировке малоизвестного рассказа Толстого «Что я видел во сне» – удивительно сыгран Михаилом Станкевичем главный герой господин Михаил Иванович Ш, чья любимая дочь родила внебрачного ребенка. Молодой актер играет гремучую смесь боли, гнева, ненависти, злобы и самой искренней любви с впечатляющей достоверностью.
В этой студенческой аудитории дышится легко: все молоды, кажется, все талантливы. Нет равнодушных глаз ни в зале, ни на сцене. Как показывает история, театр начинает портиться с головы – с репертуарных, императорских и ведущих коллективов. А обновления стоит ждать отсюда – из студенческих аудиторий. Здесь, по крайней мере портиться пока еще нечему.