Posted 7 сентября 2008, 20:00
Published 7 сентября 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:45
Updated 8 марта, 07:45
Чтобы проверить, действительно ли так называемая симуляционная практика может уберечь пациента от неумелого врача, я с группой российских журналистов отправилась в крупнейший на Ближнем Востоке госпиталь «Шиба».
Прогремел взрыв. Кругом дым, из ящиков падают и раскатываются по земле овощи и фрукты. По базарной площади ветер гоняет мусор, обрывки газет, то тут, то там виднеются обломки деревянных лотков местных торговцев. И кругом истекающие кровью тела.
Это не очередной теракт исламистской группировки. Это начался экзамен в медицинском симуляционном центре госпиталя «Шиба». Сегодня свое мастерство здесь показывают врачи израильского МЧС.
Где куклы так похожи на людей
За непрозрачным со стороны стажеров стеклом сидят эксперты. В их комнате пульт управления и микрофоны, как в телестудии. Они задают сценарий, следят за его выполнением и, если нужно, меняют или усложняют детали. Опытные медики прекрасно знают, на чем обычно «прокалываются новички». Вот один из стажеров подбегает к женщине, чтобы оказать первую помощь, а у той вдруг начинаются преждевременные роды. Только что абсолютно уверенный в себе молодой доктор теряется, секунду размышляет о чем-то, а потом, видимо вспомнив главу учебника, где написано про схватки, тянется за шприцем. На самом деле женщина – манекен, а роды ей придумал один из экзаменаторов. Но муляжи, как и вся обстановка, выглядят настолько натуралистично, что, когда на свет наконец появляется долгожданный младенец (тоже игрушечный), мы, стоя за прозрачной частью стекла, облегченно вздыхаем.
«Наши куклы – это сверхсовременные управляемые манекены-роботы, способные имитировать различные симптомы и клинические состояния. У них есть дыхание, давление, пульс, они реагируют на манипуляции доктора и могут двигаться, терять сознание, впадать в кому, имитировать судороги, сердечные приступы, рвоту, артериальное и венозное давление. Они даже проявляют человеческие слабости – могут кричать от боли, бояться и даже плакать, – рассказывает клинический координатор центра Тина Шолков. – Стоимость каждой такой «игрушки» 250 000 долларов. Но ведь в медицине ценой ошибки может стать человеческая жизнь, поэтому ни один медик в нашей стране не приблизится к живому пациенту до тех пор, пока не пройдет обкатку штатных и критических ситуаций на муляжах».
Кроме отработки ситуативных навыков, на тренажерах симуляционного центра осваиваются новейшие технологии диагностики и лечения. Во многом благодаря этому госпиталь «Шиба» является одним из ведущих в мире по лечению меланомы, здесь разработана уникальная технология применение магнитно-ядерного резонанса и ультразвука в щадящих операциях при лечении рака костей. А местные радиологи славятся на весь Израиль своей точностью – пройдя симуляционную практику, они могут ювелирно рассчитать область и дозу облучения.
Кроме кукол, в медицинских постановках принимают участие и настоящие актеры. Вечером они играют спектакли в своих театрах, а днем подрабатывают в центре. «Актеры нужны для того, чтобы с максимальной точностью воспроизводить некоторые ситуации, которые могут происходить в повседневной работе врача, – поясняет директор по маркетингу Орли Рубин. – Например, их учат быть агрессивными, апатичными, упрямыми, вздорными, сумасшедшими. Они могут отказываться от необходимых медицинских процедур, лезть на доктора с кулаками, пребывать в шоковом состоянии, плакать. Сценарии для них пишут опытные врачи и медсестры, которые сами не раз сталкивались с подобными случаями в своей практике».
После экзамена – «разбор полетов». Собираются все – экзаменаторы, стажеры, актеры, наблюдатели, просматривают только что отснятый на камеру материал и детально обсуждают, где и кем были допущены ошибки, что можно было сделать лучше, точнее. Оценка ситуации глубокая с рекомендациями. Сравнивается работа разных бригад и определяется, какие приемы коллег можно перенять, а какие действия никогда не при каких обстоятельствах выполнять нельзя. Актеры тоже не остаются в стороне. «Когда он меня перетаскивал, такой захват сделал, что чуть шею не сломал», – жалуется один из них на врача. И это важная деталь. Значит, доктора попросят потом отдельно поработать с приемами транспортировки больных.
Тут же сидят представители коммуникационного центра. Они внимательно слушали диалоги между «пациентами» и врачами, и теперь делают свои замечания. Ведь кроме непосредственных обязанностей, врач должен виртуозно владеть навыками профессиональной коммуникации, уметь правильно разговаривать с пациентом. Только тогда больные будут ему доверять.
Полеты начинаются на земле
Идея создать на базе госпиталя «Шиба» симуляционный центр принадлежит доктору Амитаю Зиву. В прошлом пилот истребитель он решил применить технологию, используемую при подготовке летчиков ВВС Израиля в медицине. Поскольку госпиталь долгое время занимался лечением жертв военных действий и терактов, такой симуляционный центр был необходим, чтобы научить врачей быстро и четко действовать в экстремальной ситуации. Но проект оказался настолько удачным, что очень быстро перерос в государственную программу. Теперь ежегодно профессиональный тренинг в симуляционном центре проходят 7000 врачей.
Сейчас это обязательный этап обучения в рамках национальной подготовки медицинских специалистов Израиля. Каждый студент-медик перед началом интернатуры обязан пройти практику на базе центра. Но также здесь учатся и практикующие врачи, и медсестры, и даже провизоры, работающие в аптеке. Иногда к помощи центра прибегают, чтобы проверить коммуникативные навыки абитуриентов медицинских вузов.
«Можете оценить в цифрах, что дает стране такая концепция всеобщей предподготовки медицинского персонала?» – интересуюсь у вдохновителя и организатора симуляционного центра Амитая Зива. Видимо, он ожидал вопроса, потому что его глаза загораются вдохновением: «Миллионы людей во всем мире страдают от врачебных ошибок. В США ежегодно из-за них умирают 100 тысяч американцев. Это равносильно ежедневному крушению «Боинга-747! В Италии погибает до 50 000 пациентов. В России врачи сами признаются, что каждый третий диагноз неправильный. К сожалению, полностью искоренить это явление пока невозможно. Но когда у врача есть место, где он может совершать ошибки и на них же учиться, не причиняя вреда больному, это дает впечатляющие результаты. По сравнению с другими странами, в Израиле число жертв непрофессионализма врачей гораздо ниже – около 3000 человек в год. Поэтому я считают, что такие тренинги – настоящая революция в подготовке врачей и другого медицинского персонала!»
Так считают не только в Израиле. Сейчас госпиталь «Шиба» стал крупным международным учебным центром для специалистов со всего мира. Здесь проходят стажировку врачи из Венгрии, Бразилии, Германии Румынии, Казахстана. Причем программы для иностранцев разрабатываются с учетом национальной специфики: если, допустим, это Эфиопия, то в концепцию обучения будет включен тренинг, в каком ключе общаться с пациентом, чтобы уговорить его лечиться от СПИДА, если Ирак – как действовать в случае теракта. С момента своего создания в 2001 году центр стал образцом для подобных структур в других странах – нечто похожее появилось в Монреале, Кливленде и Миннесоте. Сейчас сотрудники «Шибы» консультируют ряд представителей из стран ЕС.
В фокусе внимания – пациент
Концепция симуляционных тренингов органично вписывается в общую систему израильского здравоохранения, которая поражает своей логичностью. Больной здесь – в центре внимания, в зависимости от его нужд и потребностей выстраивается вся система медицинского обслуживания. Но культ пациента не просто кредо. Это точный расчет, глубокий маркетинг и долгосрочные инвестиции в здоровье граждан.
Государственная система медицинского страхования предполагает покрытие расходов до 90% стоимости лекарственных средств и медицинских услуг. Чтобы при такой политике не вылететь в трубу, акцент делается на развитие отечественной фармации и медицины. Результат – один из крупнейших мировых производителей лекарств завод Teva, который обеспечивает препаратами всю страну и еще более 40 стран мира, в том числе и Россию. В активе фармацевтического гиганта 260 дженериковых и патентованных препаратов, в том числе, по онкологии, пульмонологии, неврологии. Кроме того, завод производит инновационные продукты, среди которых средство для лечения рассеянного склероза и болезни Паркинсона. И это далеко не единственное фармацевтическое предприятие Израиля.
Если по каким-либо причинам пациент не хочет воспользоваться подобранным для него врачом отечественным препаратом, ему предлагают оплатить разницу между импортным и израильским лекарством из своего кармана. Честно, логично, выгодно.
Средняя продолжительность пребывания больного в любом израильском стационаре – 4-5 дней, даже после самых тяжелых операций, в том числе, обширных полостных и онкологических. В нашей реальности – это кошмар для больного и его родственников. В израильском варианте – немедленное подключение социальных, патронажных, реабилитационных и других подразделений обслуживания на дому, вплоть до бесплатного подбора париков онкологическим больным. Результат – низкий уровень внутрибольничных инфекций, быстрая реабилитация, снижение смертности. Кстати, и по продолжительности жизни Израиль находится на одном из первых мест в мире. Женщины здесь живут в среднем 79,1 лет, мужчины – 75,3 года.
Когда смотришь на все эти напичканные современной техникой кабинеты и операционные, вышколенных врачей и технологии, которые, по нашим меркам, послезавтрашний день, в голову невольно приходят мысли: «А, может, все у них так, потому что страна маленькая, каждый человек на счету, генофонд беречь надо». Но спасительный аргумент тут же меркнет: значит, получается, у нас страна большая, народу много – еще нарожают… В мои мысли врывается голос директора по маркетингу симуляционного центра Орли Рубин: «В прошлом году к нам приезжала делегация высокопоставленных чиновников из России. Ходили, смотрели, удивлялись. Мы представляли обучающие программы, обсуждали вопросы сотрудничества. Но потом они уехали. До сих пор… Тишина».
Работа на манекенах – это обязательный этап обучения в рамках национальной подготовки медицинских специалистов Израиля. Каждый студент-медик перед началом интернатуры обязан пройти практику на базе центра. Но также здесь учатся и практикующие врачи, и медсестры, и даже провизоры, работающие в аптеке.