– Ваша картина вдруг стала остро злободневной. На эмоции зрителей наверняка накладываются впечатления от всего происходящего между Россией и Грузией?
– Я думаю, что актуальность этой картины и не спадала. Конфликты нас окружают все время. Здесь ведь не столь важно, какие страны воюют и между какими солдатами возникает симпатия. Когда эту картину посмотрели американские продюсеры на кинофестивале в Карловых Варах, они попросили меня уступить им права на этот сюжет, с поправкой на то, что солдат будет американский, а пленный – из Ирака.
– То есть важна не география военного конфликта, а то, что происходит с душой героя?
– Совершенно верно! Причем актуальность темы меня не волнует. Меня интересует правдивость того, о чем написано. Замечательный русский писатель Маканин написал этот рассказ еще в 1994 году, и этот рассказ по сей день, если вам нравится это слово, актуален. Мне бы хотелось сдвинуть мозги людей в сторону другого: а где враги? И существуют ли они вообще? И почему люди, которых мы называем грузинами или чеченцами, вдруг становятся врагами? Все очень просто. И очень страшно.
– В вашем «Пленном» красота любви никого и ничего не спасает.
– Да. В этом мире, к сожалению, это так.
– А почему, когда в душе человека просыпается красота, все кончается гибелью?
– Мне кажется, что ответ на этот вопрос до сих пор не найден. Поэтому многие художники и обращаются к этой теме.
– Народный успех ваших картин начался с «Дневника его жены». Как вы относитесь к славе?
– Вы знаете, очень малое количество фильмов остается в сознании людей. Не больше десяти. К успеху я отношусь спокойно. Хотя не скрою, мне хочется, чтобы картины были популярны. На «Кинотавре» «Пленного» не приняли, и я переживал. Потому что, на мой взгляд, это было несправедливо. Мне кажется, виной тому внутренние кинематографические взаимоотношения. Мне было противно. И жаль свою группу, которая, конечно, ждала признания. Но прошел «Кинотавр» и начался кинофестиваль в Карловых Варах, где картина все же получила награду. Так что сильно переживать не стоит. Ведь если картина серьезна, признание все равно придет.
– А Выборг?..
– Никто не вышел из зала. Была полная тишина. Но картина не участвовала в основном конкурсе, поэтому о призах говорить не приходится.
– В ваших картинах вы всегда проверяете своих героев через их отношение к женщине… Зачем?
– Без любви, без эмоциональных переживаний невозможно снять хорошее кино. Вы знаете, я мечтаю создать картину, где большинство героинь – женщины. Одно время очень хотел снять римейк «А зори здесь тихие»… Знал уже всех актрис, которые будут играть. Но не вышло. Права на это произведение в тот момент были проданы китайцам.
– Вопрос к вам как к руководителю студии: одаренный дебютант сегодня может рассчитывать на поддержку?
– Вот тут я большой знаток, потому что студия, которой я руковожу, уже несколько лет занимается дебютами. Мы выпустили фильм Кати Шагаловой «Собака Павлова», который получил довольно много премий, фильм Марии Можар «Враги» о Великой Отечественной войне (кстати, очень интересная и неоднозначная работа) и фильм Дуни Смирновой «Связь». К тому же я набрал экспериментальный курс режиссеров во ВГИКе, которых учу единому мастерству режиссуры, без градации на документальное и игровое кино. Во всем мире так, кстати, и учат. Мои студенты тоже делают первые шаги, и есть любопытные вещи. Плюс у нас удивительное государство. Оно субсидирует более ста картин в год, среди них – процентов сорок дебютов. То есть у начинающих режиссеров всегда есть шанс сделать первый полный метр. И потом, профессия режиссера – это не только умение снимать кино. Но и умение добиваться того, что ты хочешь. Финансирования в том числе. Это не так просто, но я верю в таких режиссеров, которые могут достичь поставленной цели.
– Недавно у вас был день рождения. А что является для вас самым лучшим подарком?
– Я прохладно отношусь к подобным торжествам. Конечно, лучшим подарком было бы то, чтобы все мои близкие были здоровы. И чтобы никто друг с другом не воевал, чтобы у осетин с грузинами существовал нейтралитет, началось налаживание отношений. Но я понимаю, что сколько бы я ни желал, – от меня ничего не зависит. А то, что зависит, я стараюсь как-то делать.
СПРАВКА
|