Posted 1 сентября 2008, 20:00
Published 1 сентября 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:48
Updated 8 марта, 07:48
Сельские школы в ХХ веке трижды стояли на грани полного исчезновения. Первые два раза – в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Третий – когда в 70-х годах партийное руководство объявило войну «неперспективным» деревням. Тогда малокомплектные школы выжили, но сейчас они исчезают так стремительно, как никогда. «Ежегодно в России закрывается порядка 700 сельских школ, – рассказал «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Причем по всей стране против этого активно протестуют и родители, и дети. Например, в прошлом году в Калининградской области они устраивали целые митинги в защиту своей школы. В Калужской области акции протеста идут уже второй год подряд. Правда, из 20 школ отстоять удалось только одну».
Неизвестна пока и судьба единственной школы в сельском поселении Тулебля Старорусского района Новгородской области. Здание школы было рассчитано на 300 человек. Но в селе набралось всего 48 учеников. Держать ради них школу нерационально. Сверху пришел приказ: младшеклашек перевести в здание соседнего детского сада, где уже заканчивается ремонт, старшеклассников – в соседнее село Сусолово, которое расположено в 18 километрах от Тулебли.
Первое сентября – красный день календаря – для сельских ребят фактически превратился в черный. Когда за ними пришли школьные автобусы, чтобы везти в Сусолово, родители не дали ребятам занять свои места. Свой жест они назвали протестом. «Мы сделаем все возможное, чтобы наши дети смогли учиться в родной деревне, – рассказала «НИ» мама двух школьниц Елена Бойцова. – Ребята не должны вставать в 6 утра, чтобы два часа ехать в автобусе за тридевять земель. Кроме того, им сложно привыкнуть и к новому коллективу. Например, мои дочки в этом году пошли в 11-й и 7-й класс. Они не хотят менять школу и становиться новенькими в чужом классе. Мы же, как родители, просто боимся за их безопасность. Возить детей будут на автобусах по очень плохой трассе. На этой же трассе расположена и сама школа, в которой нет даже столовой. Обедать ребята должны ходить в детский сад через дорогу. У нас же в поселении школа светлая, просторная. Там хорошие светлые классы, большая столовая».
Что теперь будет в этом просторном, светлом здании, сказать не берется никто. Одни говорят – здание просто закроют, повесят амбарный замок. Другие вроде слышали, что школу сдадут под склад. Никто не знает и что делать с развоевавшимися родителями. «Нашу школу начали реорганизовывать в рамках общероссийской программы, – пояснила «НИ» глава администрации Тулебли Нина Михайлова. – Совершенно очевидно, что дети должны учиться, но как разрешится конфликт, пока неясно. Учителя старших классов уже перешли на работу в Сусолово. Родители же настроены решительно: они готовы даже привлечь частных инвесторов для того, чтобы сохранить школу…»
За проблемой отдельных деревень видится серьезный кризис российской глубинки. «Закрытие сельских школ – первый шаг к окончательной гибели русской деревни, – считает Сергей Комков. – Если ребята будут учиться далеко от дома, вырастает шанс, что они останутся в более крупном селе навсегда. Дети теряют связь с родной деревней и родителями. Многие взрослые затем предпочитают переехать в город или большое село, чтобы детям было удобно ходить на занятия. В итоге скоро в деревнях останутся одни старики. Кстати, для примера в Таиланде власти считают за благо открыть школу в деревне, даже если в ней будет всего 4–5 учеников. Таким образом там заботятся о безопасности и здоровье детей. У нас же все наоборот».