Posted 31 августа 2008, 20:00
Published 31 августа 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:49
Updated 8 марта, 07:49
Формально все началось почти век назад. Одно из древнейших государств, Ливия (провинции которой были владениями еще Древнего Рима) стала итальянской колонией в ходе войны с Османской империей 1911–1912 годов и сохраняла этот статус на протяжении 30 лет. После Второй мировой страна некоторое время находилась под управлением Франции и Великобритании, но уже в 1951 году обрела независимость.
С середины 1990-х ливийское руководство обвиняло Рим в том, что во время оккупации тысячи ливийцев были убиты или стали беженцами. Поначалу ни итальянцы, ни тем более остальная Европа и США не обращали на эти обвинения ни малейшего внимания – тогда Муамар Каддафи был на Западе персоной нон-грата, обвинялся в терроризме, открыто назывался диктатором, и рукопожатие с ним считалось признаком плохого политического воспитания. Однако к исходу прошлого века и особенно с наступлением века нынешнего ситуация стала меняться. В гости к Каддафи потихоньку потянулись лидеры «свободного мира». А из-за инцидента с попавшими в ливийскую тюрьму болгарскими врачами, к освобождению которых подключились и президент Франции с супругой, и другие видные политические деятели Европы, отношения со Старым Светом и вовсе пошли в гору. Списанные долги, оружейные контракты – вот лишь немногие факты открытого диалога и сотрудничества Запада с некогда диктаторской Ливией. Неудивительно, что руку г-ну Каддафи теперь подавать не стесняется никто.
Апофеозом изменения позиции Запада стал приезд итальянского премьера Сильвио Берлускони в Триполи для участия в торжествах, приуроченных к годовщине революции 1 сентября 1969 года (ранее именовавшейся итальянскими чиновниками как «переворот»), в результате которой, собственно, к власти и пришел Каддафи. Берлускони не просто нанес визит вежливости, а подписал, в соответствии с официальной формулировкой пресс-службы правительства Италии, «историческое соглашение» о дружбе и сотрудничестве. «Соглашение предусматривает выделение 200 млн. долларов ежегодно в течение 25 лет в форме инвестиций в проекты развития инфраструктуры в Ливии, – сказал сразу по его подписании итальянский премьер. – Мы признаем в полной мере тот ущерб, который нанесла Италия Ливии за годы колонизации, и данное соглашение призвано закрыть эту печальную страницу истории». Берлускони также вернул Ливии античную статую Венеры Киренской (ее название происходит от древнеримского названия восточной части Ливии – Киренаики), вывезенную итальянскими археологами в 1913 году и выставленную в Римском национальном музее.
Станет ли этот случай прецедентом для активных действий других африканских, азиатских и латиноамериканских государств – пока не понятно. Но показательно, что столь грандиозного исторического успеха добился не кто иной, как считающийся одним из негласных лидеров всего Африканского континента Муамар Каддафи. Ведь на различных международных конференциях и форумах, где затрагивались вопросы компенсаций и репараций за годы колониализма и работорговли, именно он неоднократно выступал от имени всего Черного континента.