Posted 26 августа 2008, 20:00

Published 26 августа 2008, 20:00

Modified 8 марта, 07:51

Updated 8 марта, 07:51

Тише едешь

26 августа 2008, 20:00
На следующей неделе на рассмотрение городской Думы Екатеринбурга поступят новые правила работы «Скорой помощи». Отныне медики станут выезжать не на каждый вызов. Больных с высоким артериальным давлением и температурой они будут консультировать по телефону. Таким образом, в регионе планируют сократить время ожидания «ск

По информации пресс-службы Управления здравоохранения Екатеринбурга, врачи «Скорой помощи» около 70 тыс. раз в год выезжают по так называемым необоснованным вызовам. Их доля составляет 25% от общего числа. Чиновники считают, что «скорая» должна выезжать лишь в экстренных случаях, когда жизни человека угрожает реальная опасность. В связи с этим специалисты из горздрава решили разработать новые правила вызова «скорой помощи». Они уже одобрены комиссией по здравоохранению и социальной защите населения городской Думы и в сентябре поступят на рассмотрение депутатов.

Если правила будут приняты, «скорая» перестанет выезжать к больным с высоким артериальным давлением и температурой (исключение составят лишь пациенты с гипертоническим кризом и дети до 3 лет). Все обратившиеся в «Скорую помощь» с этими проблемами получат консультацию по телефону. Без оказания медицинской помощи рискуют остаться и хронические больные. Новые правила повесят в каждой поликлинике, а жители получат по брошюре, где будет четко прописано, в каких случаях им можно звонить по телефону «03», а когда вызвать врача на дом.

В горздраве отметили, что сейчас среднее время ожидания «скорой помощи» составляет 23 минуты. После того, как часть вызовов будет переключена на телефонную консультацию, врачи станут приезжать к пациентам на шесть минут быстрее.

Сами врачи «скорой» считают, что отсеивать ложные вызовы, безусловно, нужно. Правда, неминуемо возникает риск отказать в помощи человеку, которому она действительно была нужна. «В Москве и Петербурге давно есть центральные диспетчерские, которые фильтруют вызовы, – сообщил «НИ» главный врач «Скорой помощи» Кирова Владимир Воздвиженков. – Около 30 –40% позвонивших по «03» могут обойтись без «скорой помощи» – достаточно вызвать участкового на дом. Порядка 15% в общем потоке составляют ложные вызовы. Часто звонят пьяные. Но при повторном вызове «скорая» в любом случае должна приехать».

«Вся проблема в том, что переход на телефонные консультации – вынужденная мера, ведь машин «скорой помощи» для того, чтобы оперативно обслужить все вызовы, не хватает. У нас, например, в Кирове, работают 39 бригад, а еще полтора года назад было 44», – почеркнул г-н Воздвиженков.

Службе «Скорой помощи» не хватает не только машин, но и квалифицированных специалистов. Так что невольно возникает вопрос: а кто будет консультировать больных по телефону? Если врачу порой непросто поставить диагноз при личном осмотре, то оценить состояние человека, не видя его, порой невозможно.

«Большинство жалоб на работу «Скорой помощи», которые поступают к нам, связаны с низкой квалификацией врачей, – рассказал «НИ» президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Например, одна женщина умерла из-за того, что ей не сделали тест на сахар в крови. Ей ввели глюкозу – и в больницу доставили уже в состоянии комы. У нее и так было повышенное содержание сахара, а врачи только усугубили ситуацию. Довольно часто отказывают в госпитализации, не сумев диагностировать инфаркт».

Если же пациенту по телефону поставят неверный диагноз и врач решит, что «скорая» ему не нужна, привлечь к ответственности никого не удастся. «Дело в том, что нигде не фиксируется, кто принял вызов, – пояснил «НИ» адвокат Станислав Маркелов. – Сложно привлечь к ответственности врачей даже в случаях явной врачебной ошибки – дело до суда доходит в единичных случаях. Ни судьи, ни адвокаты такие процессы не любят. Для начала медики должны сделать заключение о совершенной ошибке, а из корпоративной солидарности никто не хочет подтверждать вину другого врача. К тому же врач может оспорить это заключение. Формально медика, отказавшего в вызове «скорой», можно обвинить по статье УК «неоказание помощи больному», но на практике это не реально: врач, дающий вам советы по телефону, – все равно, что человек-невидимка».

Правда, бывают и обратные ситуации. Зачастую люди просто вынуждены звонить в «Скорую» в тех случаях, когда можно было бы просто сходить в районную поликлинику. «Это связано с нехваткой или плохой работой участковых терапевтов, – считает Александр Саверский. – Проще вызвать «скорую», чем отстоять огромную очередь в поликлинике. Так что реформа «Скорой» на Урале – из разряда «с больной головы на здоровую».

Подпишитесь