Posted 26 августа 2008, 20:00
Published 26 августа 2008, 20:00
Modified 8 марта, 02:33
Updated 8 марта, 02:33
Электричество – вещь невидимая, но за него надо платить. Причем цены определяем не мы, а коммунальщики, и взять ситуацию под контроль трудно. Хотя возможно.
В конце июля прокурор Октябрьского района Тамбова подал иск в суд на мэрию, требуя признать незаконным повышение оплаты за электроэнергию и вернуть горожанам деньги. Во взимании платы за свет в подъездах и дворах прокурор нашел два нарушения. Во-первых, об изменении коммунальных тарифов следует информировать в письменном виде как минимум за месяц, чего сделано не было. Во-вторых, прежде чем изменить порядок оплаты за свет, нужно проверить, не подключены ли к общему счетчику нежилые помещения. Как утверждает прокуратура, коммунальщики и этого не сделали.
Из мэрии пришел лукавый ответ: информировать население в письменной форме необходимо лишь в случае изменения тарифов или нормативов на услуги. Но так как они остались прежними, нет и повода для обвинений.
Похожая ситуация сложилась в Орловской области. Там горожане стали получать квитанции с указанием долгов по оплате электроэнергии. В ходе проверок выяснилось, что немало магазинов, офисов и даже контор управляющих компаний пользуются светом за счет горожан. Кроме того, в ряде случаев плата за электричество взималась дважды: один раз с торговой точки или офиса, второй – с жильцов. Показания счетчиков, установленных в торговых точках, не вычитались из показаний общедомового счетчика.
Помимо бухгалтерских уловок, есть и более грубые способы выкачивания из пользователей электричества денег. В конце прошлой недели с жалобой на ускоренную работу своего счетчика обратилась в государственное учреждение – инженерную службу (ГУИС) столичного района Марьино жительница одного из домов Людмила Брыкова.
«Я уезжала на месяц на дачу, – рассказала она «НИ». – Все электроприборы были отключены, работал только холодильник. К моему возвращению счетчик накрутил больше 70 киловатт, что для холодильника многовато. Я попросила разъяснений в ДЭЗе, откуда меня направили в Мосэнерго. Пришедшие оттуда электрики, проверив мой счетчик, сказали, что подключений к моему счетчику нет, и откуда он столько накрутил, непонятно. Такие чудеса начались после того, как в нашем доме установили новые счетчики, – старые так много не накручивали. Буду с этим разбираться, так дело не оставлю».
«В современных электронных счетчиках информация защищена программным путем, – пояснила «НИ» начальник пресс-центра столичного Центра обслуживания продаж энергии («Цоп-энерго») Анна Моткова. – Доступ к ней можно получить, только используя специальное оборудование. Снятия показаний происходят два раза в год. С учетом показаний счетчика выставляются счета, сводится баланс, идет планирование. При подозрении на некорректную работу счетчика нужно подать заявку на его проверку или замену в территориальный отдел «Цоп-энерго» или Мосэнергосбыта».
Что делать, если возникает подозрение на некорректную работу электрика, остается загадкой. Впрочем, лучший способ вовремя заметить утечку энергии – следить не только за тем, не появился ли на лестничной площадке электрик, но и за тем, как работают в доме электроприборы.
«К сожалению, в России отсутствуют компании, которые стимулировали бы граждан в пользовании электроэнергии, – сообщил «НИ» председатель правления Международной конфедерации защиты прав потребителя Дмитрий Янин. – Людей попросту не учат правильно пользоваться электроприборами, чтобы постоянно не переплачивать – отсюда и множество конфликтов с теми, кто подает в дома свет».