Posted 20 августа 2008, 20:00
Published 20 августа 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:54
Updated 8 марта, 07:54
«Новые Известия» уже около семи месяцев проводят операцию «Капкан у обочины». Все это время редакция была буквально завалена письмами людей, столкнувшихся с произволом эвакуаторщиков. Нам удалось помочь, в частности, москвичкам Ольге Крайновой и Ирине Шипициной, которые получили от Городской службы перемещения транспортных средств (ГСПТС) иски на 1 млн. и 200 тыс. рублей соответственно за простой машин на штрафстоянках. В обоих случаях людей заставляли раскошеливаться неправомерно за угнанную старую «Волгу» и проданные по доверенности «Жигули». «НИ» добились того, что пострадавшим не пришлось платить эти штрафы. И вот теперь у автомобилистов, похоже, появилась новая головная боль, связанная с перемещением их четырехколесной собственности. Занявшись в общем-то благим делом – очисткой городских дворов от автомобильного хлама –городские власти не учли того, что вместе с рухлядью эвакуаторщики получают приказы увозить с целью утилизации и хозяйские машины, вполне пригодные для езды.
44-летний москвич Николай на полтора месяца уехал в служебную командировку. Вернувшись в конце июля, он не нашел во дворе свой «Москвич-2141». После долгих поисков выяснилось, что машину эвакуировали для утилизации. «Уничтожить ее еще не успели, – успокоил «НИ» председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Авто действительно старое, с выбитым задним боковым стеклом, но номера-то на месте». Получив назад своего железного «коня», Николай обнаружил, что машина заметно искорежена. Эксперты зафиксировали свежие царапины. «Мы подали в суд на ту частную фирму, которая занималась эвакуацией автомобиля, с требованием возместить ущерб на сумму 60 тысяч рублей, – отметил Сергей Канаев. – Дело пока рассматривается».
Во вторник заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Бирюков заявил о том, что за десять дней с улиц столицы уберут все вновь появившиеся бесхозные автомобили. Напомним, что последняя крупная «зачистка» состоялась 24 июня, а всего с начала года из дворов были эвакуированы 8,5 тысячи брошенных машин. В Объединении административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы «НИ» сообщили, что массовый вывоз бесхозных авто связан и с приближающимися праздниками – 1 сентября и Днем города. «В преддверии праздников ржавеющие транспортные средства могут представлять потенциальную угрозу, в них может находиться взрывчатка, – пояснил «НИ» пресс-секретарь ОАТИ Евгений Жбанов. – Кроме того, из таких машин часто делают свалки, в них могут быть источники каких-нибудь болезней».
Всплеск эвакуации на утиль пришелся как раз на сезон отпусков. Этим летом каждый месяц правозащитники получают около ста жалоб от возмущенных водителей. «В основном к нам обращаются инвалиды и ветераны, которые ездят на старых «Запорожцах», «Волгах» и «Москвичах», – поделился с «НИ» вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Они уезжают на дачи или лечатся в госпиталях, а возвращаются уже пешеходами».
По словам Евгения Жбанова, брошенной машину признает комиссия, которая состоит из представителя УВД, ОАТИ и районной управы. Главный признак бесхозного авто – отсутствие номеров, хотя есть случаи, когда эвакуируют и машины с номерами. «Брошенным считается и тот автомобиль, в котором не закрываются двери или разбиты окна, – продолжает г-н Жбанов. – Подозрительно, если спущены все колеса и машина покрыта толстым слоем пыли или в ней отсутствуют такие важные составляющие, как двигатель». Эксперты, однако, отмечают, что многие из этих признаков могут быть следствием ДТП или шалостей подростков, которые издеваются над старыми «Запорожцами», пока их хозяева в отъезде.
Владельца автомобиля, который признали брошенным, разыскивают с помощью милиции. Если быстро его найти не удалось, машину увозят на спецстоянку, где она находится 60 дней. Если владелец не объявится и тогда, ее утилизируют по решению суда. При этом, чтобы забрать свою собственность, хозяин должен заплатить по 30 рублей за каждый день простоя. «К нам обратился клиент, у которого эвакуировали старую отечественную машину, пока он был в больнице, –вспоминает Сергей Канаев. – Правда, соседи тут же позвонили ему и известили об этом. Автомобиль через три дня вернули, а мы обратились в управу с жалобой на незаконную эвакуацию, и владельцу разрешили не платить за стоянку. Иначе нам пришлось бы идти в суд». Правозащитники напоминают: увозить машину со двора, как бы сильно она ни была разбита, незаконно. «Согласно Гражданскому кодексу, бесхозяйным имущество может признать только суд, да и то через год после того, как машина поставлена на учет в муниципальные органы», – подчеркнул в интервью «НИ» Леонид Ольшанский.