Лицо сборной

21 августа 2008, 00:00
Вчерашний олимпийский день получился для сборной России пока самым урожайным на золотые медали. Наши спортсмены сделали «хет-трик»: сначала Лариса Ильченко быстрее всех проплыла первый в истории Игр марафон, потом две Анастасии – Давыдова и Ермакова (на фото) – показали высший класс в соревнованиях по синхронному плава

Открытая вода – пока еще экзотика для летней Олимпиады. В программе чемпионатов мира по водным видам спорта марафонские заплывы на 5, 10 и 25 км числятся с середины 90-х годов прошлого века, а вот олимпийский дебют состоялся пока лишь на одной – 10-километровой дистанции. Ее включение в пекинские Игры сыграло на руку России, потому что, к сожалению, пока только в этом виде плавания наши спортсмены стабильно завоевывают золотые медали. Так что, отправляясь вчера ранним утром на гребной канал парка Шуньи, мы, российские журналисты, надеялись увидеть исторический финиш нашей восьмикратной чемпионки мира Ларисы Ильченко.

Когда пресс-автобус подъехал к живописному каналу, участницы марафона преодолели отметку в 5 км. Ильченко плыла третьей, вслед за двумя британками – Кассандрой Паттен и Кери-Энн Пейн. Эта тройка, а также еще группа спортсменок, сопровождаемая судейскими катерами, как раз приближалась к финишному створу, чтобы сделать очередной поворот (дистанция была разбита на круги длиной 2,5 км ), и на установленных плотах можно было наблюдать, как тренеры, словно рыбаки, закидывали своим «рыбкам» удочки с пластиковыми стаканчиками. «Детское питание – овсянка с медом», – скажет потом и даст попробовать тренер Ильченко Владимир Захаров.

Ну где еще увидишь столь экзотическую подкормку спортсменок прямо на дистанции? Смешно, неудобно, но деваться некуда. Как выяснилось, эта белково-углеводная смесь может сыграть решающую роль во всем заплыве, и пренебрегать возможностью сделать пару глотков (убедилась на собственном опыте: смесь приторна настолько, что больше, даже стоя на суше, просто не выпить) не стоит. «Завтрак», «обед» и «ужин» расписаны строго по дистанции. И в тот момент, когда на последнем круге соперницы, зажав нашу Ларису в «коробочку», не дали ей подплыть к плоту, Захаров заволновался: «На последних двух кругах ее ни разу не удалось подкормить, она шла без подпитки, а это внушало большую тревогу – хватит ли сил на финише?»

Но тогда мы все этого еще не знали, а просто следили за тем, как разворачивались события. Ильченко работала, как всегда. С самого начала дистанции ушла в отрыв, чтобы не попасть в «мясорубку», потом пристроилась за спинами Паттен и Пейн. Всю дорогу она плыла за ними, не поднимая головы и экономя силы. На каждом повороте выходила немного вперед, чтобы не задеть других и самой не получить удар (но, к слову, все-таки получила, и не один), а метров за 400 до финиша начала финишировать. Однако британки не отпускали, и судьба золотой медали решилась на последней стометровке. Лариса ускорилась так, что догнать ее оказалось нереально.

Чуть позже, на пресс-конференции, английский журналист, явно не симпатизирующий нашей чемпионке, спросил: не смущает ли, мол, Ларису то, что соперницы тащили ее всю дистанцию, а медаль получили она? «Это соревнования, здесь никто никого не смущает. Я считаю, что заслужила эту медаль, потому что работала на нее не меньше, чем кто-либо другой», – последовал ответ. На самом деле Пейн и Паттен просто допустили тактическую ошибку, так и не изучив стиль плавания россиянки. К тому же они Ильченко порой сильно мешали, а тут еще на «помощь» пришли пловчихи из Бразилии, попытавшиеся зажать ее в тиски. В общем, не отдыхала наша Лариса за спинами соперниц, а боролась. Причем боролась до последнего. Единственное, что успела сказать в микст-зоне, пока волонтеры вели ее на церемонию награждения, что «сегодня, как никогда, было очень тяжело».

Пока российский гимн звучал над парком Шуньи, уставший, но счастливый Владимир Захаров, рассказывал: «Ну какая она, Лариса? Человек – исключительный. Десять лет уже работаю с ней. У меня сначала брат ее старший занимался. Но трагически погиб, к сожалению. Пропал без вести, потом нашли его… В общем, мама тогда ее не отпускала ни на минуту. Она такой труд вложила в нее. Потому и собранна Лариса, пунктуальна, трудолюбива, человечна. Трудно что-то негативное сказать про нее. А в спортивном плане… Я считаю, что большое будущее у нее. Думаю, сможет Лариса выиграть и две, и три Олимпиады. Я считаю, что когда ты выводишь спортсмена, то должен прежде всего о его спортивном долголетии думать. Очень качественно работать, чтобы человек удержался, а не просто блеснул и все. Вот мы по такому пути и движемся. В бассейне она была бы хорошей пловчихой, но выдающейся – нет. Я считаю, что она уже мегазвезда, хотя в России пловцов-марафонцев не так хорошо знают».

Десять километров Ильченко проплыла за 1 час 59 минут 27,7 секунды. Невысокая хрупкая девушка. Лариса призналась потом, что где-то в середине дистанции почувствовала определенный барьер, но преодолела его, и тогда у нее открылось второе дыхание. Плыла на пределе своих возможностей, но победа стоит того.

А через пару часов точно такая же хрупкая и женственная Настя Ермакова на победной пресс-конференции рассказывала историю, как в Афинах уже в ранге чемпионок ее подруга Ася Давыдова проходила допинг-контроль: «Сдала Настя кровь, сидит на стульчике, и тут один спортсмен из нашей сборной подошел. Здоровый такой парень… Что это вы тут делаете, спрашивает. Допинг сдаете? А вид спорта какой? Синхронное плавание? Да какой там у вас допинг – вы же не делаете там ничего, не устаете…»

Конец этой истории утонул вчера в аплодисментах. А я вспомнила, как незадолго до отъезда в Пекин, примеряя олимпийскую форму в экипировочном центре, Давыдова рассказывала о произвольной программе: «Мы оставили прежнюю постановку на музыку Грига. Ту, с которой победили на последнем чемпионате мира. Но многое в ней поменяли, усложнили, и программа в итоге получилась очень трудная. Не только по элементам, но и по задержке дыхания. Максимальная задержка под водой у нас длится 30 секунд в первой связке, потом небольшой перерыв, и сразу еще 18 секунд без дыхания»... Вот вам и ничего не делаете...

В отличие от Ларисы Ильченко Анастасию Давыдову и Анастасию Ермакову давно знает вся Россия. Они, как и Лена Исинбаева, и Таня Лебедева, не просто чемпионки, но и, можно сказать, лицо всей нашей олимпийской сборной. Красивые и непобедимые. О том, что их результат может быть не первым, спортсменки даже мысли не допускали. Хотя вчера, уже сжимая в руках золотые медали, честно признались: «Испанки нас уже два года в напряжении держали, подстегивали. Казалось, еще чуть-чуть – и наступят на пятки». Очаровательная Джемма Менгуаль, «ветеран» синхронного плавания и любимица всей Испании, ради победы в Пекине решила поменять все кардинально – от стиля программ до партнерши в дуэте. Верную, но немножко непутевую Паолу Тирадос, которая упорно забывала сделать какой-нибудь элемент программы прямо во время соревнований, сменила пунктуальная Андреа Фуэнтес. И результат не замедлил сказаться. На последнем европейском чемпионате Менгуаль победила в сольной программе и в дуэте, правда, в отсутствие россиянок. А в Пекине все встало на свои места. Как ни старались Джемма с Андреа вчера, они удостоились только серебряных медалей. Получив за технику своей композиции все восемь оценок в 10 баллов, Давыдова и Ермакова оказались для соперников недосягаемы.

«Что все-таки было для вас самым трудным?» – уже после завершения официальной пресс-конференции спросили вчера Асю и Настю российские журналисты. «Приходить все эти четыре года каждый день на тренировку, зная о том, что у тебя в принципе уже есть две золотые олимпийские медали», – ответили они.

Наверное, под этими словами мог бы подписаться и наш прославленный борец Бувайсар Сайтиев. У него тоже уже были две золотые олимпийские медали (хотя был и провал на Играх в Сиднее), но он решил пройти этот путь еще раз. Вчера он завершил его на первой ступени пьедестала. Выиграл и встал в один ряд с такими великими представителями этого мужественного вида спорта, как Александр Медведь и Александр Карелин.

#Новости #Спорт
Подпишитесь