Posted 19 августа 2008, 20:00

Published 19 августа 2008, 20:00

Modified 8 марта, 07:54

Updated 8 марта, 07:54

Всех сильнее

19 августа 2008, 20:00
Вчера олимпийская сборная России пополнила свою копилку медалей двумя наградами высшего достоинства. «Вольник» Мавлет Батиров продолжил славную традицию греко-римлян – это уже четвертое российское «золото», завоеванное борцами. А в легкой атлетике почин Валерия Борчина и Елены Исинбаевой поддержал Андрей Сильнов (на фо

Спорт не терпит полутонов. Или ты великий, и это доказываешь. Или даешь шанс другим, и они его используют. Вчера утром, когда в турнире борцов вольным стилем россиянин Бесик Кудухов (весовая категория до 55 кг) проиграл схватку за выход в финал японцу Томохиро Мацунаге, один из тренеров сборной Анатолий Белоглазов пытался объяснить журналистам эту простую истину. «Бесик в партере всегда очень здорово борется, в этом его главное преимущество над всеми. Но здесь он ни разу даже не «перевел» японца в партер, наделал кучу ошибок, – говорил он. – И ведь разбирали с ним схватку, обсуждали, как, в каком стиле бороться. Не могу сказать, что японец чем-то удивил, но навязал свою борьбу, и видите, как все получилось».

Днем ранее точно так же, по необъяснимым причинам, упустила шанс стать двукратной олимпийской чемпионкой самая титулованная в мире прыгунья на батуте Ирина Караваева. Блестяще выполнив заключительный прыжок, при приземлении спортсменка вдруг наступила на маты и в итоге осталась вообще без медали. «Золото уже лежало перед ней на блюдечке. Нужно было только руку протянуть и взять, – сокрушался вместе с нами президент Федерации прыжков на батуте России Николай Макаров. – То ли волнение сыграло роль, то ли потеря концентрации, то ли временное затмение. Мы все сейчас, включая Иру, в состоянии шока. Четыре года каторжной работы, и такое нелепое поражение».

Нелепые поражения словно приклеились к нашим спортсменам на этой Олимпиаде. Взять ту же гимнастику. Пока готовились к решающим схваткам борцы (кроме Кудухова, который должен был бороться за третье место, в категории до 60 кг в финал вышел другой россиянин – олимпийский чемпион Афин Мавлет Батиров), в другом зале – гимнастическом – Коля Крюков сорвал элемент, который до этого тысячи раз делал с закрытыми глазами. Со стороны вообще казалось, что представителей этого вида спорта удача решила обойти стороной больше, чем кого-либо другого. С первого дня турнира начал слетать с колец один из претендентов на медали Костя Плужников. Потом посыпались с коня лидеры – Сергей Хорохордин и Максим Девятовский. Моральное состояние команды не было столь тяжелым ни на одной Олимпиаде. У девочек дела складывались не лучше. Самая опытная и проверенная – Аня Павлова в командном турнире по ходу выступления поменяла комбинацию в вольных упражнениях (до сих пор не может понять и объяснить почему) и в итоге вылетела за ковер. Роковая ошибка стоила нам бронзовых медалей. В отдельных видах Антону Голоцуцкову дважды выпадал первый стартовый номер, и, как следствие, судьи дважды придерживали ему оценки. Все та же Павлова вчера так и не смогла объяснить, почему, выполняя опорный прыжок, она начала разбег тогда, когда на разрешающем «светофоре» горела красная, а не зеленая лампочка, за что она получила в итоге «баранку». Тот же Крюков, капитан наших гимнастов, общаться с прессой так же, как и Караваева накануне, вчера просто не смог. Чем-то там наверху нас накрыло. «Не наша Олимпиада», – разводили руками в кулуарах тренеры. Однако когда уже после завершения гимнастического турнира удалось дождаться Андрея Родионенко, главного наставника российской сборной, он нашел всему случившемуся другое объяснение. «Нелепые случайности преследуют слабых. Сильных – не преследуют. Итог выступления команды на табло, к сожалению. Двух бронзовых медалей явно недостаточно. Но больше мы и не обещали. Это не значит, что где-то мы не доработали, нет. Может быть, даже переработали, не знаю. Надо сесть, все взвесить, осмыслить. Но ребят могу и похвалить за то, что выжили, выдержали до конца. Даже тот же Плужников, который должен был «убиться» после своего падения. А в череду нелепостей, повторю, я не верю. Просто психологически мы оказались слабее. Опережая ваш вопрос, скажу, что психолога мы в команду привлекали. Профессионала, который с военными в экстремальных условиях работает. Но, к сожалению, только хуже стало. Кстати, он был озадачен, сказал: «Ребята, у вас такой вид спорта, что я теряюсь». Так что не все так просто. Видимо, нам просто необходимо вернуться в советские времена, когда мы из десяти человек одного самого лучшего и талантливого в сборную отбирали. А у нас же сейчас те, кто не должен уже выступать, выступают. 15-летняя девочка, которая сейчас в сборной готовится, у нас на всю страну одна».

Хорошо, что залы для гимнастики и борьбы находятся недалеко друг от друга, и можно было еще успеть к вольникам. К счастью, на поединок за третье место Кудухов вышел уже совсем в другом настроении. «Собрал всю волю в кулак», – объяснил он потом. Одолеть Дильшода Мансурова из Узбекистана, ведя схватку в своей манере, ему не составило большого труда. Куда тяжелее пришлось Батирову. На пути к финалу ему досталась очень сложная сетка – дагестанец, выступающий за Азербайджан, олимпийский чемпион кубинец, дагестанец, выступающий за Македонию, чемпион мира иранец... Но он всех одолел, в том числе в финале сильного украинца Василия Федоришина.

Борцы отправились, по традиции, праздновать в «Русский дом», а корреспонденту «НИ» пришлось поторопиться на «Птичье гнездо», чтобы поздравить с победой Андрея Сильнова. Прыгун в высоту, напомню, незадолго до начала Олимпиады оказался в довольно сложной ситуации. Не пройдя национальный отбор в команду на общих основаниях, через несколько дней после объявления олимпийского состава показал лучший результат сезона в мире – 2,38 м. На заседании исполкома Олимпийского комитета России по настоянию президента ОКР Леонида Тягачева он получил-таки место в команде. За бортом остался Андрей Терешин, честно заработавший пекинскую путевку. Тренер Сильнова Евгений Загорулько, наслушавшись о себе и своем ученике в те дни больше «комплиментов», чем за всю свою тренерскую жизнь, сказал, что теперь им с Сильновым не остается ничего другого, как выиграть Олимпиаду. Верили в такой исход, несмотря на результат 2,38, немногие. Слишком много неудач числилось на тот момент за спортсменом. Самая яркая – позорный проигрыш на прошлогоднем чемпионате мира в Осаке. Тогда Загорулько тоже заявлял, что везет туда чемпиона. Конечно, тренер рисковал. И здоровьем, и репутацией. Но, видимо, знал о своем ученике что-то такое, чего другие не знали. Вчера во время прыжкового финала они оба – и тренер, и ученик – выглядели на удивление спокойными. Сильнов воспользовался предоставленным судьбой шансом блестяще, брал высоты с первой же попытки, в том числе победную – 2,36 м. Жаль только, что планка на высоте 2,42 (олимпийский рекорд) устояла. Дождавшись пока закончится церемония награждения в женских прыжках с шестом, на которой вдруг неожиданно, навзрыд расплакалась Лена Исинбаева, Сильнов с российским флагом понесся по стадиону. А потом пошел к журналистам. «Эта ситуация с отбором на меня никак не давила. После чемпионата страны, когда узнал, что не попал в команду, не было никакого ужаса, может, только небольшое разочарование, – невозмутимо рассказывал Андрей. – Да, нам с тренером надо было выигрывать Олимпиаду, Загорулько так сказал. Но я не зацикливался на его словах. Может, он посчитал нужным это сделать. Психологически я себя подобными обещаниями не нагружал. Наоборот, вся эта история подстегнула, помогла собраться. Это не только моя победа, но и Загорулько тоже. Еще я понял: никогда нельзя терять веру…»

Подпишитесь