Posted 18 августа 2008, 20:00
Published 18 августа 2008, 20:00
Modified 8 марта, 02:33
Updated 8 марта, 02:33
Молодой, неплохо зарабатывающий, живущий отдельно от родителей… Это не объявление на сайте знакомств, а портрет злостного неплательщика за свет, газ и горячую воду, составленный сотрудниками префектуры Юго-Восточного округа Москвы. Таких – почти половина из 7 тыс. закоренелых должников округа. Для сравнения, москвичи, которым оплачивать счета в срок проблематично – инвалиды, пенсионеры и семьи с детьми – составляют всего 13,2%.
Москвичи в свое оправдание говорят «Мы бы, может, и рады заплатить, вот только узнать размер долга зачастую непросто». Как заявили на прошедшей в июне коллегии Роспотребнадзора, число жалоб на качество услуг в сфере ЖКХ за последние годы выросло вдвое. Львиная доля претензий горожан касается информирования населения. Коммунальщики не сообщают москвичам адреса и номера телефонов диспетчерской и аварийной служб, размеры тарифов и надбавок к ним.
Кроме того, горожане пеняют на частые ошибки при расчете суммы на квитанции. «Несколько раз бывало такое, что про оплату ЖКУ я забывал, и через некоторое время мне приходили повторные квитки с напоминанием о задолженности. Причем сумма, которую я должен выплатить, была меньше указанной на предыдущей квитанции, – рассказал «НИ» москвич Олег Чернов. – В то, что мне решили сделать «скидку за упрямство» как-то слабо верится».
Но главной причиной своего нежелания платить по счетам горожане называют нехватку времени. Действительно, банки работают по неудобному для большинства работающих москвичей графику, а неработающие родственники, которые вызвались бы постоять в очереди к кассе, есть далеко не у каждого. «На мой взгляд, есть очень простое объяснение того, что должниками оказываются молодые и вполне обеспеченные люди, – рассказала «НИ» пресс-секретарь префектуры ЮВАО Светлана Говорухина. – Дело в том, что они ведут довольно свободный образ жизни, и, видимо, привыкли к тому, что мама с папой, строго воспитанные в духе «никаких задолженностей», обо всем позаботятся. В прошлую пятницу одного такого молодого человека чуть не выселили. Он задолжал 41 тыс. рублей, и только то, что его родители узнали о грядущем переезде в общежитие, спасло его от выселения».
Очереди очередями, но сейчас коммунальные услуги можно оплатить дистанционно: через Интернет, банк или специальный терминал. Однако, по мнению экспертов, альтернативные способы оплаты ЖКУ не будут востребованы. «У москвичей хроническое недоверие к российской банковской системе и ее электронным составляющим, – пояснил «НИ» доктор экономических наук Никита Кричевский. – Это относится к управлению счетами через Интернет – неплохим выходом для постоянно занятых горожан. Большинство жителей столицы до сих пор убеждено, что пароль украдут – и все деньги со счета снимут. У обеспеченных горожан есть банковские карты, через которые можно оплачивать ЖКУ. Но и в этом случае возникает боязнь, что оттуда снимут «лишние» деньги. Кроме того, москвичам порой жалко отдавать 3% наценку при оплате долгов из других банков. Ну и, помимо финансового недоверия, у нас сильно развито недоверие социальное. Почему бы не нанять, например, пенсионеров, которые за небольшие деньги следили бы за чужими счетами? И человеку польза, и пенсионерам заработок».
Между тем столичные власти, кажется, всерьез взялись не только за «пряник» в виде установки платежных терминалов, но и за «кнут» – в виде ужесточения ответственности за неуплату ЖКУ. «В магазине вас обвинят в воровстве, если вы, скажем, взяли батон хлеба, не оплатив, – возмущается первый зампрефекта ЮВАО Александр Сморяков. – Однако некоторые граждане почему-то считают, что деньги за коммунальные услуги можно попросту украсть. Пока наказание за такие экономические преступления, в отличие от обычного воровства, не стало нормой».
Впрочем, в Москве уже есть прецедент, когда должника не только выселили, но и оштрафовали на крупную сумму. Если ситуация не изменится, исключение скоро станет правилом.