В районе Свиблово исчез еще один сквер. По словам местных жителей, его вырубили строители, работавшие в парковой зоне. Горожане не могут назвать порубку 60 деревьев ценных пород иначе, как лесоповалом. На требование предъявить порубочный лист строители ничего не отвечали. Позже выяснилось, что разрешение у них было только на ликвидацию 8 сухих деревьев. Многолетние дубы, клены и ясени, уничтоженные застройщиками, были когда-то посажены самими жителями района. Они-то и сообщили о случившемся экологам и журналистам. Узнать подробности этой истории в префектуре Северо-Восточного округа «Новым Известиям» не удалось: там сообщили, что об этом происшествии узнали от «НИ». Так что не известно, какое наказание понесут браконьеры и будут ли наказаны вообще.
За последние месяцы в столице возбуждено сразу несколько громких дел по статье о незаконной порубке деревьев. Так, в начале августа был возбужден иск против компании «СК «Мега-сити». Нанятые ею рабочие вырубили в Бирюлево-Западном около 30 деревьев ценных пород под строительство жилого дома. Ущерб городу оценен в 2,5 млн. рублей. Теперь руководителям компании придется не только компенсировать эту сумму – им грозит наказание до двух лет исправительных работ. В конце мая мировой судья района «Метрогородок» признал виновным москвича в незаконной порубке двух тополей на улице Сокольнический Вал. Ему пришлось выплатить штраф в размере 5 тыс. рублей и 193 тыс. 320 рублей в счет возмещения ущерба. Удалось привлечь к ответственности и сотрудников ООО «КФ Аргон», которые вырубили ряд деревьев в Большом Кондратьевском переулке.
Заметим, на практике дела до суда доходят редко. «Случаи с незаконной вырубкой деревьев не всегда становятся известны прокуратуре, – пояснил «НИ» заведующий научно-проектным отделением сохранения и развития природного комплекса Института генерального плана Москвы Александр Минин. – Сложно и возместить ущерб в полном объеме. К примеру, одна взрослая ель, дуб или липа стоят около 100 тыс. рублей. Так что теоретически восстановить ущерб можно, заставив компанию- застройщика пересадить уже выросшие деревья на место срубленных. Но не знаю, удастся ли восстановить рощу на практике. К сожалению, строители часто вот так «ошибаются». Надо просто ужесточить контроль за их работой».
На отсутствие контроля жалуются и экологи. «Бывали случаи, когда власти начинали кампанию по массовой высадке деревьев, а саженцы через некоторое время погибали, – рассказал «НИ» сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Получалось, что на бумаге в городе возникали целые рощи и аллеи, а на самом деле зеленых зон больше не становилось. К тому же зачастую человек срубает взрослое дерево, а компенсирует вред, посадив саженец. Ясно, что такая замена не равнозначна. Число машин в городе растет на глазах, зелени уже давно недостаточно, чтобы поглощать выхлопные газы».
Столичные власти пытаются решить проблему. В мэрии не раз говорили, что к 2020 году зеленые зоны займут 20% территории Москвы. Правда, как будут реализовывать эту программу, не известно. Пока появляется информация только об очередных вырубках. К примеру, в ходе реконструкции усадьбы Царицыно, по подсчетам экологов, было вырублено 90 га леса. «Строители активно пользуются пробелами в законодательстве, – сообщил «НИ» председатель Комитета защиты москвичей Сергей Митрохин. – Достаточно сказать, что сейчас получить порубочный билет можно до получения разрешения на строительство. Соответственно, деревья гибнут без всякого на то основания».