Posted 18 августа 2008, 20:00
Published 18 августа 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:55
Updated 8 марта, 07:55
С помощью навигационной системы ГЛОНАСС ФСИН РФ планирует «разгрузить» тюрьмы и уменьшить число преступников-рецидивистов. Заключенные, которых освободили условно или условно-досрочно, а также подозреваемые и обвиняемые в преступлениях станут носить специальные электронные браслеты, которые позволят следить за их передвижениями. Информация о каждом их шаге будет передаваться на мониторы в дежурные части. ФСИН рассчитывает «окольцевать» всех тех, кто был лишен свободы по решению суда. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении в начале июля этого года. Суть нововведения в том, что действия осужденного контролируются, но самого его не изолируют от общества. «Мы рассчитываем, что этот вид наказания начнет действовать уже с 2009 года, – рассказал «НИ» начальник НИИ ФСИН России Вячеслав Селиверстов. – Но суды часто предпочитают не рисковать и не оставлять преступника в обществе, ведь за ним осуществляется недостаточный контроль. Мы надеемся, что после внедрения спутниковой системы к ограничению свободы будут приговариваться около 50 тысяч человек в год».
Предполагается, что осужденные станут носить электронные браслеты не весь срок наказания, а только три-четыре месяца. «Применить эту меру можно только с согласия заключенного, – подчеркнул Вячеслав Селиверстов. – Другое дело, что при плохом поведении преступник может вернуться в места лишения свободы. Так что ему самому будет выгодно носить браслет, показывая тем самым, что он не нарушает нормы поведения». Приборы слежения установят и в автомобилях, и спецвагонах для перевозки заключенных. «Это нужно для того, чтобы знать, что их доставили на место без происшествий», – пояснил «НИ» Вячеслав Селиверстов. При этом от побегов из колоний система ГЛОНАСС не спасет. ФСИН не планирует надевать браслеты на людей, сидящих за колючей проволокой. Зато с помощью спутников будет установлена слежка за сотрудниками колоний, чтобы контролировать, как они несут службу.
Инициаторы нововведения признают, правда, что их идеи еще не скоро станут реальностью. Российская система ГЛОНАСС, на базе которой будет вестись контроль над осужденными, еще совсем «сырая», поэтому ее внедрение растянется минимум до 2020 года. На первом этапе, в 2008–2009 годах, планируется разработать нормативно-правовую базу использования ГЛОНАСС в уголовно-исполнительной системе (УИС). В 2010–2012 годах навигационная аппаратура будет апробирована, и только в 2013–2020 годах начнется оснащение приборами на базе ГЛОНАСС подразделений УИС.
Специалисты констатируют: российской ГЛОНАСС еще далеко до американской навигационной системы GPS. Ее сигнал не ловится по всей России, а индивидуальные приемники еще не появились в розничной продаже. По данным информационно-аналитического центра ГЛОНАСС, сейчас в системе одновременно задействованы 13 спутников, но для того, чтобы можно было охватить всю территорию страны, их нужно как минимум 18, а для работы во всем мире – не менее 24. Московские власти решили не дожидаться активности со стороны отечественного производителя и к 2009 году собираются оснастить GPS-навигацией машины «Скорой помощи» и автомобили ГУВД Москвы. Да и сама ФСИН в этом году на деньги Евросоюза закупила около 200 браслетов с GPS-маячками, которые будут опробованы на условно-досрочно освобожденных в Воронежской области. «GPS – это система, все спутники которой уже на орбите, – соглашается г-н Селиверстов. – Орбитальную же группировку спутников ГЛОНАСС развернут только к концу этого года, после чего будут создаваться технические средства для ее работы».
Далеко идущие планы ФСИН по внедрению новых технологий, которые еще даже не созданы, откладывают решение насущных проблем, убеждены правозащитники. «Внедрение ГЛОНАСС во ФСИН, которая до сих пор применяет пытки к заключенным, – это желание пустить пыль в глаза, – заявил «НИ» исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. – Скорее всего, это просто попытка освоить большой бюджет, связанный с ГЛОНАСС. ФСИН стоило бы сперва навести порядок в своих рядах». По статистике, около 40% условно или условно-досрочно освобожденных совершают новые преступления. Поэтому саму идею контролировать этих людей эксперты считают правильной. «Так делают во всем мире, – поделился с «НИ» своим видением проблемы психиатр-криминалист Михаил Виноградов. – Особенно это касается педофилов. Даже если ФСИН неправильно организует работу системы и некоторые смогут уклониться от надзора, все равно основная масса преступников окажется под контролем». По словам Михаила Виноградова, давление на психику осужденного с помощью такой слежки – необходимая составляющая наказания. «Они должны понимать, что общество не спускает с них глаз», – добавляет наш собеседник.