Posted 17 августа 2008, 20:00
Published 17 августа 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:56
Updated 8 марта, 07:56
Милитократический угар, господствующий сегодня в оценках итогов югоосетинского конфликта, становится мейнстримом во многих сферах жизни России. Очевидно, что вместе с изменениями во внешнеполитической конструкции нас ожидает реализация «силовых» представлений и в экономике. Военное решение, достигнутое в течение пяти дней, исчезновение внешних политических противовесов, отказ от многих закулисных договоренностей открывают участникам и сочувствующим «силового» блока путь к установлению внутриэкономического господства, которое не ограничивается банальным увеличением бюджетного финансирования программ обороны и безопасности. Заметим: возможные последствия не обязательно сплошь негативны, некоторые из них давно требуются российскому экономическому организму. И все же…
Сторонники рыночных реформ в ближайшее время могут оказаться без вины виноватыми – в стране может произойти рост административного вмешательства в экономику для исправления «провалов» рынка и социальной несправедливости «лихих 1990-х». Если раньше эта тенденция проявлялась по большей части в консолидации прибыльных активов, то теперь государственное регулирование коснется борьбы с инфляцией, изменений в налоговой системе, коррекции курса рубля в интересах «отечественного производителя», расширения направлений использования государственных и центробанковских резервов. Положительные и отрицательные стороны подобного администрирования хорошо известны, но в нынешней ситуации важно то, что все это происходит на фоне продолжающегося роста цен и замедления темпов экономического развития.
Нельзя исключать и проведения «мягкой» зачистки в рядах олигархов. «Порядок» в нефтяной и газодобывающей отраслях практически восстановлен, но угольная промышленность, черная, и особенно цветная, металлургия, по мнению «победителей», нуждаются в перераспределении прав собственности к более «эффективным» владельцам, коими, несомненно, являются немногие «правильные» олигархи, госкорпорации и их совместные структуры. Частичное расставание с собственностью, скорее всего, ожидает и организованные преступные группы, ставшие при проведении приватизации обладателями огромного массива недвижимого имущества. «До войны» в целом поддерживался паритет с криминалитетом, необходимый для сохранения социального порядка, однако теперь Рубикон перейден. Ответные меры, судя по некоторым угольно-металлургическим мероприятиям, власть не пугают.
Не секрет, что более половины иностранных инвестиций в российскую экономику приходит из офшорных зон, по сути, это деньги, когда-то выведенные из страны. Сокращение на 22,9% притока иностранных инвестиций за 1-е полугодие этого года может быть компенсировано с помощью «профилактических» мероприятий в отношении владельцев укрывшихся активов. Следует ожидать и существенного усиления борьбы с коррупцией. Антикоррупционный меч в руках силовых ведомств пройдется не только по некоторым чиновничьим головам, но будет задействован при смене многих глав регионов, в первую очередь тех, кто по сумме слагаемых неудобен, а также тех, кто неоправданно долго находится на своих постах.
А вот за внешнеторговый оборот беспокоиться не стоит, сырьевая ориентация экономики в данном случае нам только на руку. Например, объем внешней торговли с США в последние годы находится на уровне чуть более 3%, но при этом доля российских энергоносителей в потреблении странами ЕС, на которых приходится свыше 53% внешнеторгового оборота РФ, составляет порядка 25% по нефти и около 45% по природному газу. От российских природных ресурсов Европа не откажется. В то же время и недооценивать политическое и экономическое влияние США неразумно. Осложнения при вступлении в ВТО, возможный отказ МОК от проведения зимней Олимпиады-2014 в Сочи, затруднения при строительстве газопроводов станут лишь частью экономических последствий заранее приготовленной западни, в которую наша страна угодила 8 августа 2008 года. Поистине, август является роковым месяцем для России.
Переживания либерально настроенной части российского общества могут оказаться напрасными лишь в том случае, если в новых «послевоенных» условиях политическая элита страны сделает выбор в пользу проведения реальной, а не риторической индустриальной модернизации. История ХХ века не знает примеров экономических прорывов без сопутствующего авторитарного порядка, будь то Бразилия, Южная Корея, Тайвань или Китай. Главное – что административный, финансовый и интеллектуальный ресурсный потенциал в России есть. Однако опираться только на экономическое мышление оттенка хаки так же ошибочно, как верить в то, что страна и государство – одно и то же.
Автор – доктор экономических наук, научный руководитель Института национальной стратегии