В пресс-центр олимпийского турнира по водным видам спорта после того, как российская команда пловцов завоевала «серебро» в эстафете, заглянул Виталий Мутко. «Ну просто красавцы ребята! Быть третьими, почти четвертыми на третьем этапе, и вырвать второе место… Это героизм. Плыли, как заслуженные мастера спорта. Это было красиво, здорово! Это гордость просто за Россию. И мы обязательно поздравим их завтра», – не скрывал эмоций министр спорта.
Действительно Лобинцев, Лагунов, Изотов и Сухоруков сотворили сенсацию там, где ее меньше всего ожидали. Последний раз российская сборная поднималась на пьедестал в эстафете 4х200 м на Олимпиаде в Атланте, побеждала же единственный раз – в 1980 году на Играх в Москве. В Пекине на фоне фейерверка рекордов (только за вчерашний день их было установлено пять, причем автором двух из них вновь стал американец Майкл Фелпс) и неблагополучной ситуации, сложившейся в первые дни соревнований для наших пловцов, не приходилось даже мечтать о какой-либо эстафетной медали. Но парни сделали невероятное. Первым со старта ушел Лобинцев. «Мне нужно было не отстать от Майкла (Фелпса. – «НИ»), который по соседней дорожке плыл. Я и рванул», – рассказывал он потом на пресс-конференции. Но на втором этапе Лагунов, мощно пройдя первый отрезок дистанции, начал заметно отставать, и 16-летнему дебютанту Игр Изотову пришлось «плыть насмерть», чтобы исправить ситуацию. На четвертом этапе австралиец Ник Фрост попытался было догнать финишера российской команды Сухорукова, но тот совершил сумасшедший рывок, и в итоге россияне, плывшие по графику прежнего мирового достижения, на семь секунд (!) превысили рекорд России, установили рекорд Европы и получили первую в своей жизни олимпийскую медаль.
Первые эмоции – самые сильные, самые искренние, самые непосредственные. Когда счастливые, с медалью на шее и красным Чебурашкой в руках герои дня заняли места в зале для пресс-конференций, один из первых вопросов последовал от американского журналиста: «Как вы думаете, с какой планеты свалился Фелпс?» «Он обычный человек. Просто данные феноменальные, и работоспособность фантастическая, – ответил Лобинцев. – Но давайте лучше говорить о российской команде. Я считаю, многое зависит от настроя. Сегодня я очень грамотно подвел себя к старту именно психологически. Мне мой тренер перед стартом сказал: «Никита, ты должен плыть так, как в СССР люди плавали. Не за себя, а за страну». Меня эти слова очень мотивировали». «Мы когда плывем за команду, за всю страну бьемся, за Россию! На личной дистанции настрой другой. Когда тебе эстафету передают, и ты знаешь, что за тебя сейчас абсолютно всей страной болеют… Вот этот взрыв эмоциональный, он и дает такой результат», – вступил в разговор Лагунов. «Все ребята боролись, как один. Передать ощущения невозможно. Мы сейчас ходим в шоке – просто не поверили даже, что сделали это», – добавляет Изотов.
К слову, вчерашний заплыв россиян вновь вызвал разговоры на тему, так ли уж необходим для успеха новый плавательный костюм фирмы «Спидо», ставший «соавтором» чуть ли не половины рекордов, установленных за последние полгода. Для российской команды новая модель – болевой вопрос. Рассказов о том, что из-за контракта отечественной федерации плавания с фирмой «Арена» наши пловцы были лишены возможности получить и испытать чудо-экипировку заранее (накануне Олимпиады все же приобрели несколько костюмов для лидеров), удалось наслушаться предостаточно. Так вот информация к размышлению: из всей нашей эстафетной четверки в последней модели «Спидо» плыл только Изотов. Как заметил Лагунов, с костюмами здесь все индивидуально. Не сам же он, в конце концов, плывет. Другое дело, вопросы фармакологии и восстановления. Мутко во время вчерашней встречи не скрывал восхищения и одновременно удивления от выступлений Фелпса: «Вот я посмотрел сегодня – он два раза с небольшим перерывом проплыл. И оба раза на рекорд. Значит, как-то за это время отдохнул, восстановился. Нам надо сейчас очень активно развивать научную медицину. И фармакология – здоровая, подчеркну, качественная фармакология – тоже нужна. И мы обязательно будем работать в этом направлении».
Мутко признался также, что приехал в Пекин специально для того, чтобы, как он выразился, погрузиться во все виды спорта. «Я же вчера только за футбол отвечал». А как болельщик был потрясен не только нашими пловцами, но и борцами греко-римского стиля, особенно Альбиевым. «В таком красивом стиле выиграл парень!» А вот о «болевых точках» говорить отказался. «Конечно, обидно за гимнастику. Мы же в ней всегда по пять медалей выигрывали. Но идет Олимпиада, старты еще будут, поэтому давайте подождем пока с выводами», – предложил он.
А в гимнастике у нас в самом деле дела неважно. Вслед за мужской командой без медали осталась и женская. После третьего места в квалификации Анна Павлова, Людмила Гребенькова, Ксении Афанасьева и Семенова, Екатерина Крамаренко лишь четвертые. А впереди – команды Китая, США и Румынии. Это даже хуже, чем было четыре года назад в Афинах (там наши девушки завоевали «бронзу»). Вообще вчерашнее выступление гимнасток (как и ранее гимнастов) и пловцов может служить примером того, как по-разному иногда действует на спортсменов такое понятие, как «не подвести команду». Одних эта ответственность поднимает, заставляет концентрироваться на лучший результат. Других этот психологический груз прессует. Могла ли поучаствовать в женской командной борьбе за медали Россия? Могла. Хотя многие специалисты из стран-соперниц не брали нашу сборную в расчет. Играм-2008 предшествовал слишком долгий период не очень удачных выступлений. На чемпионате мира-2007 россиянки были лишь восьмыми. Но парадокс в том, что в Пекин приехала совершенно новая – молодая перспективная команда. Олимпийский опыт был только у одной гимнастки – бронзового призера Афин Павловой. Но в первую очередь именно она, капитан команды, справиться с нервами не смогла. Два падения на бревне и в вольных упражнения (именно в этих видах Павлова квалифицировалась в финал), а также падения с бревна еще одного аса этого снаряда – Гребеньковй и стоили в итоге нашим девушкам медали. Румынкам они проиграли чуть меньше балла. Как призналась сквозь слезы сама Павлова, «слишком большой груз ответственности на нас лежал».
Дмитрий Саутин и Юрий Кунаков – тоже маленькая команда. И один из них дебютант, а другой – ветеран. Когда несколько лет назад Саутин и Кунаков первый раз попробовали прыгать вместе, Юрий заартачился и сказал, что не сможет подстроиться под Диму. Все-таки большая разница в возрасте (16 лет) и в мастерстве. Но вчера во время финала в мужских синхронных прыжках на трамплине именно опыт Саутина сыграл решающую роль в распределении медалей. Ошибка 18-летнего Кунакова в пятом прыжке отбросила нашу пару со второго на четвертое место, но через несколько минут, стоя перед журналистами в микст-зоне уже в ранге серебряного призера Игр, Юрий говорил, что собраться перед решающей попыткой ему помогло непоколебимое спокойствие Саутина. Принимая медаль на пьедестале почета из рук четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова, Дмитрий сиял от счастья.
А вот Оксана Сливенко, выигравшая для России очередное «серебро» в тяжелой атлетике, была слегка расстроена. Выступая одной из последних, наша двукратная чемпионка мира в категории до 69 кг боролась только с одной соперницей – китаянкой Лю Чуньхон. Но то, что творила хозяйка помоста, вообще не поддается описанию. Достаточно сказать, что она выиграла у россиянки по сумме двоеборья 31 кг! «Наверное, в тех обстоятельствах, которые сложились, мой результат – нормальное достижение, – сказала Оксана. – Но неприятное чувство все равно есть. Слишком много проиграла. Почему? Олимпиада – это большое нервное напряжение. Потом травмы мешают. Вот у меня спина болит постоянно…»