Наша пловчиха Настя Зуева плакала перед журналистами и никак не могла успокоиться: «Я столько ошибок сегодня наделала. И на старте, и на повороте, а финиш был вообще на автопилоте. Еще бы пять метров – и не доплыла бы. Почему так тяжело? Не знаю…» Юля Ефимова вообще пробежала по коридору из бассейна в раздевалку, закрывшись от журналистов полотенцем… Пока американец Майкл Фелпс раздавал ослепительные улыбки на своей уже третьей победной пресс-конференции (на этот раз после рекордного заплыва на дистанции 200 м вольным стилем), мы в очередной раз пытались выяснить у своих пловцов причины неудачи. Обиднее всего было то, что обе наши дебютантки Олимпиады, уже наделавшие немало шороху в этом сезоне на чемпионате мира и Европы, имели вчера неплохие шансы на медали. Но обе проиграли третьему месту крохи. Зуева на стометровке на спине – 0,06 сек. А Ефимова на такой же дистанции в брассе и того меньше – 0,009. Не самое хорошее начало дня…
Но вот на бортике бассейна показалась вихрастая голова Аркадия Вятчанина, по-моему, единственного на сегодняшний день пловца, кто принципиально плавает без шапочки. И вот тут-то, наконец, ожидания оправдались. Вятчанин финишировал третьим, секунда в секунду (53,18) с австралийцем Хайденом Стокелем, тем самым, который отобрал у россиянина вчера олимпийский рекорд. Стало как-то полегче. Правда, сам Аркадий в смешанной зоне выглядел не очень радостным. «Бронза» – не тот максимум, на который я мог рассчитывать. Максимум – это первое место, а «бронза» так… Маленький успех».
Кажется, Вятчанин не может быть неискренним. Он начинает объяснять, что нужно было плыть на полсекунды быстрее, и тогда бы он показал такой же результат, как чемпион – американец Аарон Пирсол. Тем более он, Аркадий, именно на такой результат и был готов. А стоять еще с кем-то на одной маленькой ступеньке пьедестала ему неуютно. Возможно, мы услышали бы от него еще очень много чего интересного, но в соседнем с «Акватик-центре» зале начал подходить к кульминации мужской командный турнир по гимнастике, где наша команда, занимавшая после квалификации третье место, тоже имела хорошие шансы на медали. Увы, очень скоро пришлось с ними распрощаться. Появившийся за кулисами на несколько секунд тренер Евгений Николко на наш вопрос «как дела?» махнул рукой: «Неважно».
Наша команда завалилась на первом же снаряде – коне. «Упал» Максим Девятовский, «упал» Сергей Хорохордин. И лишь блестящее выступление ветерана Николая Крюкова хоть как-то выправило ситуацию. Но все равно – седьмой результат. После брусьев, где опять же отличился Крюков, россияне шли уже вторыми. А потом… Потом вновь, как и в квалификации, ошибся на кольцах Костя Плужников. «В квалификации улетел, а потом в тренировочном зале всю комбинацию на одном дыхании делал. И вот то ли у него в голове засело, что он может улететь снова, то ли еще что-то, но соскок он не сделал, и балл мы просто отдали», – скажет потом Николко.
После опорного прыжка и колец наша команда – пятая. Остаются перекладина и вольные упражнения. К тому моменту было уже ясно, что олимпийскими чемпионами станут китайцы. За «серебро» бились японцы и американцы. Но наши способны были заработать бронзовые медали. Но не выполнил свою задачу Девятовский. К рассказу о том, почему не в свою силу выступал в командном турнире этот гимнаст, возможно, еще не раз придется вернуться. Сейчас же скажу только, что именно его три грубые ошибки оказались решающими в выступлении всей команды. По сути дела, вытащили вчера ребят на шестой результат два человека – Крюков и Антон Голоцуцков. Николко, подводя итоги, был дипломатичнее: «Ошибки и небольшие помарки были у всех. Но все выступали на пределе, в полную силу. Старались что-то делать для команды. Все, кроме одного. Девятовского…»
Никто из нас не удивился, когда Максим пулей пролетел микст-зону, отказавшись что-либо комментировать. Первым попытался объяснить, что же все-таки произошло, Юрий Рязанов: «Нас выбило из колеи с первого снаряда. Главное было начать, а мы как начали падать… Все настроение ушло. А ведь были все готовы. Прошли просто колоссальную подготовку к этим Играм. Наверное, не повезло, я так могу объяснить. Обидно, третье место американцам мы сами отдали. У Девятовского травмированы руки, говорите (показывает свои разодранные в кровь ладони. – «НИ»)? Если речь идет о мозолях, то это вообще не травма. Люди и с переломами выступают».
Хорохордин от откровенных комментариев отказался: «Будет собрание, будем разбираться… Шестое место – оно, конечно, не наше. Все недовольны. И я в том числе. Китайцев обыгрывать с таким результатом, естественно, никто даже не собирался. Потому что у них заоблачный результат. Но вторыми, третьими мы должны были быть. Проиграли-то в итоге чуть больше полутора баллов». Зато Голоцуцкова словно прорвало. Он не называл имен, но все понимали, что речь идет о Девятовском: «Мне кажется, в финале Олимпийских игр у каждого человека должно быть какое-то особое настроение, какая-то заряженность на результат. И в принципе у всех у нас это было. Кроме одного человека. Мне трудно об этом говорить, но… кто-то работает, а кто-то вообще не напрягается. Я когда к кольцам подошел, услышал от него: «Все, можно дальше не напрягаться. Зачем мы сюда приехали?» Тогда уже понял, что он не будет работать и бороться до конца, как все остальные боролись. У нас три раза был шанс залезть в «тройку». Три раза за шесть снарядов, и он ни один не использовал… Думает только о себе. Извините за резкость, ему с высокой горы наложить на всех нас. При этом обвиняет кого угодно, только не себя».
Еще мы узнали, что после прошлогоднего случая на чемпионате мира в Штутгарте, когда Девятовский самовольно не закончил выступление на снаряде, сославшись на травму, и был после этого исключен из команды на время, подобных проблем с ним больше не возникало... Что главный тренер Андрей Родионенко с ребятами, конечно, советуется, но сам решает, кому выступать в олимпийской сборной... Что будет собрание и что вопрос о недоверии к Максиму ребята, конечно, поставят... Николко, которого удалось поймать, когда он уже садился в автобус, чтобы ехать в Олимпийскую деревню как раз на разбор полетов, на мой вопрос, не будет ли снят Девятовский с турнира многоборцев? – ответил жестко: «Мы не можем снять его, потому что он завоевал свое право быть в финале. Хотя штаб может принять такое решение. Штаб российской команды. Но мы не имеем права это делать. Если только Девятовский сам снимется... Тогда это будет законно и правильно».
И завершился бы вчерашний день для нас совсем нерадостно, если бы борцы греко-римского стиля Назир Манкиев и Ислам-бека Альбиев не сделали то, чего ждала от олимпийцев в эти дни вся Россия. Первые золотые медали наша команда получила в Пекинском сельскохозяйственном университете. Именно там проходят состязания борцов. От гимнастического зала путь не самый близкий, но к финальным поединкам успеть как раз удалось. Первым в категории до 55 кг на ковер вышел Манкиев. На пути к финалу он одолел узбека Ильдара Хафизова, серба Кристиана Фриса, иранца Хамида Сорияна и представителя Кореи Юна Чула Пака. Практически сплошь чемпионы и призеры престижных международных соревнований. А в решающем поединке уроженцу Ингушетии противостоял азербайджанец Ровшан Байрамов. В свойственной себе манере наш борец попытался сразу взять инициативу в свои руки, но соперник стоял насмерть. Тем не менее первый период завершился со счетом 4:3 в пользу Манкиева. Второй принес ничью 2:2, и победу присудили россиянину, как говорят в борьбе, по последнему результативному действию. «Что сказать, – новоиспеченный чемпион был немногословен. – Эмоции переполняют! Какие ощущения? Радость! За Россию, за тренеров, за всех!»
После такого эмоционального начала в победе Альбиева в категории до 60 кг уже мало кто сомневался. При такой поддержке болельщиков, при таком ожидании соскучившихся по «золоту» журналистов, тренеров он просто не мог не победить. К финалу он шел уверенной поступью, выигрывая схватки под ноль. Ни одного балла не позволил набрать чеченский борец своему сопернику – Виталию Рахимову из Азербайджана – и в главном поединке. Альбиев, внешне очень сдержанный на эмоции, серьезный человек, начал финал в жесткой, даже можно сказать, агрессивной манере. Но и Рахимов до поры до времени грамотно отвечал атакой на атаку. Еще немного, и зал, казалось, взорвется от гула нетерпения. Ни одному борцу не удавалось провести прием. И все же Альбиев изловчился и выиграл первый период – 2:0. А потом дожал оппонента во втором – 4:0. Блистательное начало борцовского турнира, учитывая, что победы одержали молодые спортсмены, дебютанты Олимпийских игр.
Поздно вечером, уже после того, как усталых борцов увезли праздновать триумф в «Русский дом», по телефону удалось вновь связаться с тренером гимнастов Николко. «Да, собрание было, – ответил Евгений Григорьевич. – Я попросил ребят не устраивать охоту на ведьм, но все равно их выступления были очень эмоциональными. Каждый высказал Максиму претензии, но выступать в многоборье он будет. Еще Девятовский извинился перед ребятами, сказал, что сильно нервничал, и плохо выступил непреднамеренно. Обещал выложиться по максимуму в многоборье…»