Posted 10 августа 2008, 20:00

Published 10 августа 2008, 20:00

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Шпион и его камера

10 августа 2008, 20:00
В столицу привезли фотографии одного из самых известных охотников за звездами – итальянца Рико Бариллари. С 60-х годов прошлого века он запечатлевает знаменитостей в те моменты их жизни, когда они меньше всего готовы к съемкам. Можно спорить, является ли подобный фотошпионаж искусством, но то, что здесь есть свои закон

Никто точно не знает, когда появились первые папарацци. Сам термин идет от фамилии героя из фильма Феллини «Сладкая жизнь» – персонаж, подглядывающий за жизнью кинозвезд и продающий увиденное, превратился в одного из двигателей масс-медиа ХХ века. Конечно, такие фотографы существовали и до Феллини. Но особенно заметны они стали после войны, когда камеры стали достаточно легки для того, что вовремя убежать, и достаточно дешевы, чтобы, если вдруг убежать не успел, не жалеть о разбитом аппарате. Удивительно еще одно совпадение – жанр папарацционной съемки развивался одновременно с криминальной фотографией. Цинизм того и другого явления налицо. Иногда они просто пересекались – всем известны посмертная съемка Мэрилин Монро или Анны Николь Смит. Говорят, по иронии судьбы, умирающего Феллини в последний раз ослепила вспышка папарацци.

У Рико Бариллари имеется своя тропа охоты, на которой он продолжает традиции филлиниевского героя. Главная сцена его шоу – Рим. Именно этот город со времен Одри Хепберн стал тем местом, где отдыхающие звезды видны как на ладони. Здесь все – от музеев до ресторанов – словно напоказ. Город, который увлекает в шумную и многоликую толпу, похож на джунгли, где фотограф должен выслеживать добычу в самых неожиданных местах. Уж не зашла ли Брижит Бордо с каким-нибудь новым дружком в пиццерию? Не Элизабет ли Тейлор перебегает площадь Санта Мария Маджоре?

Если посмотреть на снимки Бариллари с известной долей скепсиса, можно сказать, что никаких звезд с небес он не хватает. То есть у него нет разоблачающих, шокирующих или вообще каких-то из ряда вон скандальных фотографий. Скорее, даже наоборот – он вместе со звездами наслаждается их каникулярной жизнью. Есть кадр, на котором он изображен бегущим за Одри Хепберн, и упрашивающим ее открыть пакет с только что сделанной покупкой. Все картины итальянца – серия бытовых сценок в Вечном городе. Кто, с кем и как отдыхает.

Конечно, звезды у Рико не позируют. Все они немного «навеселе» от римского воздуха. Взять хоть широко улыбающегося Никиту Михалкова с русской водкой на итальянском застолье. Но фотограф и не пытается поймать своих героев, когда те уже не стоят на ногах и в буквальном смысле (если вспомнить американцев, снимающих Бритни Спирс) не залезает им под юбку. Бариллари из той категории папарацци, которые со временем из врагов превращаются в звездных друзей. Отсюда совершенно непонятна жуткая статистика, которую любят приводить устроители его выставки: якобы Бариллари 76 раз разбивали фотокамеру, 4 раза ломали нос и 11 раз ребра. И уж тем более непонятно, как на своем вернисаже в Столешниковом переулке в Москве фотограф собирался охотиться за нашими, российскими знаменитостями. Тут уже какой-то оксюморон: знаменитость приглашает знаменитость на выставку, чтобы как будто незаметно ее снять.

Вообще выставка Бариллари навевает не только ностальгию по более «мягким» и культурным папарацци, но и сожаление насчет того, что у нас не было и поныне нет этого фотожанра. Сначала Москва была закрыта и не слишком приветлива к мировым знаменитостям – здесь особо не расслабишься. По убеждению западных звезд, надо выставлять охранные кордоны в три ряда. В московских ресторанах и вип-клубах таких кордонов не меньше – не только от папарацци, но и от обычных граждан. Наконец, шоу-бизнес и медиа-бизнес настолько зависят друг от друга, настолько повязаны фальшивыми сенсациями (взять хоть готовую на все ради пиара Ксению Собчак), что изобразить даже видимость войны у них никак не получается.

Подпишитесь