Posted 29 июля 2008, 20:00
Published 29 июля 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:53
Updated 8 марта, 07:53
По подсчетам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, ранее ежегодный рост рынка детской одежды составлял в среднем 10%. Но последние три года рост остановился. Это удивительно, ведь рождаемость последние годы растет. По данным Росстата, в 2006 году на свет появилось 1,479 млн. младенцев, а в 2007 году – уже 1,610 млн. Также растут экономика и доходы граждан.
Однако, по мнению г-на Янина, экономический рост «съеден» инфляцией и для большинства наших граждан «жизнь» сильно подорожала. «Резко выросли расходы на продовольствие – по некоторым необходимым категориям почти на 50%, подорожали с начала года и услуги ЖКХ на 20%», – отмечает г-н Янин. И люди начинают экономить даже на детской одежде. Поэтому получается такая ситуация – рождаемость растет, а вот рынок одежды замедлился. «Это говорит о том, что антиинфляционные меры, озвученные правительством, пока не возымели должного эффекта», – считает эксперт. Сейчас можно наблюдать только стабильный спрос на рынке детского питания – не ниже 15% в год. «Мамы на питании, конечно, не экономят, а вот с одеждой многим приходится как-то «выкручиваться», – поясняет глава КонфОП.
Между тем, как свидетельствуют представители крупных торговых сетей, большие перспективы развития имеет премиальный сегмент. По словам генерального директора одной крупной торговой сети Николая Долгого, 30% годового увеличения продаж не предел для компаний, работающих в этой нише, а наценки таких сетей составляют 200–250%. Одна из причин роста продаж в сетях премиум-класса – это дефицит магазинов средней ценовой группы, особенно в столице. В результате средний класс вынужден либо покупать дорогую одежду, либо не покупать вообще. К примеру, детскую одежду для широких слоев населения производят лишь несколько отечественных компаний, а остальное – поставляется из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции также с наценками. Как отметил Дмитрий Янин, 80% всей детской одежды поставляется из этих стран. «В России нет ни сырья, ни ресурсов, которые бы позволили наладить отечественное производство детской одежды», – сказал г-н Янин.
Как же будет развиваться этот рынок в будущем? Если способность правительства победить бедность с инфляцией и наладить внутреннее производство распашонок пока под вопросом, то второй фактор – рождаемость – более прогнозируем. Так, по данным Института демографических исследований, Россия обязана временным улучшением рождаемости последнему советскому «бэби-буму» конца 80-х годов. Поэтому логично, что «бэби-бумеры» скоро закончат рожать, и развиваться дальше рынку детских товаров нет смысла.
Однако далеко не все аналитики так считают. Как заявила в беседе с «НИ» руководитель проекта Baby Index компании «КОМКОН» Людмила Бартенкова, на данный момент в России наблюдается очевидный рост рождаемости. По данным исследования компании, за прошлый год резко выросла доля семей с двумя и более детьми – с 33 до 36%. С 21 до 24% увеличилась доля мам с детьми до 4 лет, полагающих, что в современной российской семье должно быть три ребенка и более. В результате российский рынок детской одежды может вырасти с нынешних 9 до 22 млрд. долларов, подсчитали в инвестиционной компании «Финам».