Posted 29 июля 2008, 20:00

Published 29 июля 2008, 20:00

Modified 8 марта, 07:53

Updated 8 марта, 07:53

Проесть распашонку

29 июля 2008, 20:00
Объем рынка детской одежды последние годы застыл в России на отметке 9 млрд. долларов. Демографы недоумевают, ведь поколение россиян, рожденных во время позднесоветского «бэби-бума», как раз вступило в возраст деторождения. Экономисты считают, что инфляция съедает средства молодых семей, которые должны были потрачены

По подсчетам председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина, ранее ежегодный рост рынка детской одежды составлял в среднем 10%. Но последние три года рост остановился. Это удивительно, ведь рождаемость последние годы растет. По данным Росстата, в 2006 году на свет появилось 1,479 млн. младенцев, а в 2007 году – уже 1,610 млн. Также растут экономика и доходы граждан.

Однако, по мнению г-на Янина, экономический рост «съеден» инфляцией и для большинства наших граждан «жизнь» сильно подорожала. «Резко выросли расходы на продовольствие – по некоторым необходимым категориям почти на 50%, подорожали с начала года и услуги ЖКХ на 20%», – отмечает г-н Янин. И люди начинают экономить даже на детской одежде. Поэтому получается такая ситуация – рождаемость растет, а вот рынок одежды замедлился. «Это говорит о том, что антиинфляционные меры, озвученные правительством, пока не возымели должного эффекта», – считает эксперт. Сейчас можно наблюдать только стабильный спрос на рынке детского питания – не ниже 15% в год. «Мамы на питании, конечно, не экономят, а вот с одеждой многим приходится как-то «выкручиваться», – поясняет глава КонфОП.

Между тем, как свидетельствуют представители крупных торговых сетей, большие перспективы развития имеет премиальный сегмент. По словам генерального директора одной крупной торговой сети Николая Долгого, 30% годового увеличения продаж не предел для компаний, работающих в этой нише, а наценки таких сетей составляют 200–250%. Одна из причин роста продаж в сетях премиум-класса – это дефицит магазинов средней ценовой группы, особенно в столице. В результате средний класс вынужден либо покупать дорогую одежду, либо не покупать вообще. К примеру, детскую одежду для широких слоев населения производят лишь несколько отечественных компаний, а остальное – поставляется из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции также с наценками. Как отметил Дмитрий Янин, 80% всей детской одежды поставляется из этих стран. «В России нет ни сырья, ни ресурсов, которые бы позволили наладить отечественное производство детской одежды», – сказал г-н Янин.

Как же будет развиваться этот рынок в будущем? Если способность правительства победить бедность с инфляцией и наладить внутреннее производство распашонок пока под вопросом, то второй фактор – рождаемость – более прогнозируем. Так, по данным Института демографических исследований, Россия обязана временным улучшением рождаемости последнему советскому «бэби-буму» конца 80-х годов. Поэтому логично, что «бэби-бумеры» скоро закончат рожать, и развиваться дальше рынку детских товаров нет смысла.

Однако далеко не все аналитики так считают. Как заявила в беседе с «НИ» руководитель проекта Baby Index компании «КОМКОН» Людмила Бартенкова, на данный момент в России наблюдается очевидный рост рождаемости. По данным исследования компании, за прошлый год резко выросла доля семей с двумя и более детьми – с 33 до 36%. С 21 до 24% увеличилась доля мам с детьми до 4 лет, полагающих, что в современной российской семье должно быть три ребенка и более. В результате российский рынок детской одежды может вырасти с нынешних 9 до 22 млрд. долларов, подсчитали в инвестиционной компании «Финам».

Подпишитесь