В конце минувшей недели у берегов африканского государства Нигерия пираты захватили два судна. Членами экипажа на обоих были россияне. Первым в прошлый четверг пострадало шельфовое судно-буксир Herkules, принадлежащее шведскому судовладельцу Nestor и следовавшее под флагом Португалии. Корабль стоял в порту города Порт Харкорт, когда его окружили вооруженные люди на лодках. Бандиты отобрали у моряков деньги и личные вещи, а затем увезли с собой пятерых: четырех россиян – капитана, старшего механика, матроса и моториста, а также повара-поляка. По другим данным, в плен попали два наших соотечественника, два уроженца Украины и поляк. «Представитель компании-судовладельца рассказал мне, что с пиратами идут переговоры, – поделился с «НИ» морской эксперт, представитель агентства «Морские вести России» Михаил Войтенко. – Их ведут итальянцы – сотрудники нефтяной компании, на которую работало судно-буксир. Все моряки живы и здоровы». За взятых в плен людей, вероятно, придется заплатить выкуп.
«Судовладельца предупредили, что захваченные моряки – профессионалы высокого уровня и если с ними что-то произойдет, то компания замучается искать подобных специалистов, – продолжает морской эксперт. – Если итальянцы замешкаются в переговорах, то в них вмешаются шведы и сделают все, чтобы вытащить моряков».
Второе судно – норвежский танкер-газовоз Berger Sisar, шедший под флагом Бермудских островов, было атаковано в ночь на субботу. Экипаж состоял из 12 человек. «Двое получили огнестрельные ранения, – говорит Михаил Войтенко. – Кто именно – пока неизвестно. С собой пираты увезли восьмерых: двух россиян, пятерых граждан Латвии и одного литовца». Ни одна из местных группировок пока не взяла на себя ответственность за похищения. Лишь руководство местной оппозиции – Движение за освобождение дельты Нигера выступило с заявлением. «Они дали понять, что непричастны к этим захватам, но уточнили, что если так самовольничали их люди, то они распорядятся отпустить заложников, – рассказал «НИ» Михаил Войтенко. – Скорее всего, во втором случае так и произошло: в ночь на воскресенье восемь моряков с газовоза были освобождены без выкупа». Движение за освобождение дельты Нигера, требующее установить контроль над использованием нефтяных ресурсов их страны и перераспределить доходы от добычи нефти в пользу проживающих в дельте племен, в последнее время старается всячески откреститься от бандитских нападений на корабли. «Налеты они превращают в акции протеста, – отмечает Михаил Войтенко. – В этом году они захватили судно, объявили, что борются за перераспределение нефтедолларов, пробыли там два часа и уехали, ничего не похитив».
У моряков Нигерия ассоциируется с грабежом, коррупцией и мошенничеством. «Сейчас в мире два центра пиратства – это Нигерия и Сомали, – высказал «НИ» свою точку зрения зампредседателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук. – Но между ними есть огромная разница». Дело в том, что в Сомали нет власти, которая могла бы приструнить бандитов. Бандитские кланы промышляют в водах поодиночке, нападают на судна и перегоняют их в заливы. «Есть информация, что пиратами руководят некие люди из Арабских Эмиратов, Канады, Англии, которые передают им данные о проходящих кораблях крупных компаний, – продолжает Михаил Войтенко. – Нигерия же отличается наличием власти, и пираты не могут похищать целые корабли. Поэтому здесь процветает бандитизм: напасть, ограбить, взять заложников». Однако нигерийцы и не думают останавливаться на морском пиратстве. «Они могут, например, подделать документы на получение груза, – добавляет Михаил Войтенко. – Нередко они размещают в Интернете объявления о наборе моряков на хорошую работу. Представляясь сотрудниками серьезной компании, просят моряков выслать им предоплату за предоставление работы. При переводе денег компания исчезает».
Многие экипажи направляются в воды Нигерии как в зону военного риска. «Международная организация транспортников рекомендует судовладельцам учитывать в договорах с экипажем эти риски, и обычно зарплата для моряков, отплывающих в Нигерию, увеличивается в два раза, – рассказал «НИ» Игорь Ковальчук. – Правда, совету следуют в основном иностранные компании. Но и среди российских судовладельцев некоторые учитывают специфику этого государства». «Также обязательно оформляется страховка, так что, когда россиян с буксира освободят, их ждут компенсации, – говорит Михаил Войтенко. – Моряки прекрасно знают об особенностях Нигерии и понимают, что в любой момент могут стать жертвой пиратов».