Posted 22 июля 2008, 20:00
Published 22 июля 2008, 20:00
Modified 8 марта, 07:56
Updated 8 марта, 07:56
На злополучном маршруте Хабаровск–Нерюнгри Забайкальской железной дороги уже второй раз за лето сошел с рельсов пассажирский состав. На перегоне Магдагачи–Нюкжа машинисты поезда №325 резко затормозили, и в это время с рельсов слетели три вагона – четвертый, седьмой и восьмой. В двух из них были пассажиры – 32 человека. К счастью, вагоны не перевернулись. «В результате происшествия пострадавших нет, – сообщили «НИ» в пресс-службе компании «Российские железные дороги» (РЖД). – Обращений за медпомощью также не поступало. На место аварии прибыл восстановительный поезд станции Магдагачи, чтобы ликвидировать последствия ЧП, а также специалисты Забайкальской железной дороги. Для выяснения причин происшествия сформирована специальная комиссия РЖД под руководством первого вице-президента компании Вадима Морозова». Все 289 пассажиров были доставлены на станцию Магдагачи, где им предоставили горячее питание.
Гораздо более серьезными оказались последствия аварии, случившейся 12 июня с поездом №326 на перегоне Шимановская–Селеткан. Тогда опрокинулись 13 вагонов, в которых находилось 379 пассажиров. Пострадали 75 человек, пять из них были госпитализированы. «По предварительным данным, причинами обоих аварий стал так называемый выброс пути, то есть изгиб рельса, – рассказали «НИ» в пресс-службе Минтранса. – Это могло произойти из-за жары – металл рельса нагрелся и расширился, а также по причине нарушения технологии так называемого текущего содержания рельсовых плетей. Это значит, что рельс мог быть не закреплен должным образом или же стыки рельсов не были расширены перед жарким сезоном».
Дело в том, что обе аварии произошли на участке, на котором был установлен «бархатный путь», состоящий из рельсов, каждый из которых имеет длину в 800 метров. «Его делают из простых, обычных рельсов, длина которых составляет 25 метров, – поделился с «НИ» специалист по железнодорожному хозяйству Кирилл Дедушкин. – Сваривают рельсы в одну длинную плеть уже в самих филиалах РЖД». «Бархатный путь» – хорошая вещь при надлежащем уходе, – объяснил «НИ» заместитель председателя Российского профсоюза локомотивных бригад железнодорожников Дмитрий Русак. – Во-первых, при движении не слышно стука колес, что не может не радовать пассажиров. А во-вторых, возникает большая экономия скрепляющих деталей, прокладок, которые находятся в стыках рельсов, меньше износ подвески, меньше работы для обходчиков путей». Но для того, чтобы такой путь приносил выгоду, за ним необходимо тщательно следить. «При высокой температуре рельсы слегка расширяются, а в мороз немного уменьшаются в длину, – объясняет Дмитрий Русак. – Справиться с этой проблемой помогает работа со стыками – их то раздвигают, то уменьшают». Для Амурской же области характерны очень значительные температурные перепады – 70–80 градусов в год и до 30–35 градусов за сутки.
Собеседник «НИ» в Минтрансе добавляет, что даже если рельс расширился, но при этом был крепко закреплен на полотне, то никакого выброса пути не произойдет. «Так что здесь можно говорить либо о халатности железнодорожников, либо о сильной нехватке кадров, при которой обходчики просто не в силах тщательно проверить все рельсовое полотно», – говорит Дмитрий Русак. Добавим, что в Москве и Подмосковье тоже есть «бархатные пути». «Бесстыковой путь находится на главных направлениях, – пояснил «НИ» Дмитрий Русак. – Но здесь за рельсами следят очень тщательно. Если и происходит их изгиб, то изредка, и в основном на второстепенных путях. Там составы развивают низкую скорость, так что до аварии дело почти никогда не доходит».