Posted 17 июля 2008, 20:00

Published 17 июля 2008, 20:00

Modified 8 марта 2024, 07:58

Updated 8 марта 2024, 07:58

100 лет первому смотру искусства строительного в России

17 июля 2008, 20:00
В начале ХХ века Россия переживает своеобразный выставочный бум, ненадолго прерванный революционными событиями 1905 года. Развитие капитализма повлияло на формирование специализированных промышленных выставок. Местом их проведения были крупные индустриальные центры России – Петербург, Москва, Варшава, Рига, Казань, Оде

Рост производства предметов домашнего обихода вызвал к жизни различные художественно-промышленные и кустарно-промышленные выставки, сыгравшие свою роль в зарождении отечественного дизайна. Процесс урбанизации городов повлиял на устройство гигиенических, пожарных и строительных выставок.

Экспонаты, посвященные вопросам строительства и архитектуры, появились уже на первой Выставке сельских произведений 1850 года в Петербурге. Строительные отделы были представлены на Всероссийских выставках – пожарной в 1892 году и гигиенической в 1893 году. Оба смотра состоялись в Санкт-Петербурге. Интересно, что председателем бюро последней выставки был академик архитектуры граф П.Ю. Сюзор.

Идея организации специализированной строительной выставки возникла еще в 1904 году. Предполагалось проведение ее в 1906 году в помещении Михайловского манежа. Был даже проведен конкурс на лучший проект планировки и декорирования помещения. Автором премированного проекта оказался М.М. Перетяткович. Однако в связи с событиями первой русской революции время и место проведения выставки были перенесены.

И вот весной 1908 года по инициативе Общества гражданских инженеров в Санкт-Петербурге впервые состоялась Международная строительно-художественная выставка. В показе достижений помимо России участвовали различные фирмы из Австрии, Англии, Германии, Дании, США, Франции, Швеции, успешно работавшие на нашем рынке. Экспозиция Польши и Финляндии выделялась в самостоятельные отделы. Это была одна из крупнейших и значительнейших по своим результатам выставок, которая подвела итоги развития строительной техники и художественной промышленности в России за Х1Х столетие.

Для размещения экспонатов был выстроен так называемый Петровский городок. Временный выставочный комплекс разместился по обоим берегам Большой Невки – со стороны Новой Деревни (так называемой Ливадии) и напротив – на Каменном острове. Между двумя участками функционировала паромная переправа.

Всего за три месяца здесь возвели более 80 павильонов, которые своим внешним видом напоминали о поре становления Петербурга: почти все здания, согласно решению выставочного комитета, были выдержаны в стиле Петровской эпохи. Большинство павильонов были сооружены так называемым бутафорским способом – деревянный каркас, обшитый досками, с последующей штукатуркой стен.

Главным архитектором выставки назначили известного гражданского инженера А.А. Алексеева. Ему принадлежала не только детальная разработка генерального плана всего комплекса, но и замысел главных выставочных сооружений. Проектирование и руководство строительством павильонов по поручению экспонентов осуществляли Л.Н. Бенуа, А.А. Бернардацци, Н.В. Васильев, Л.А. Ильин, М.Н. Кондратьев, Н.Е. Лансере, М.С. Лялевич, Г.В. Шретер, Е.Ф. Шреттер и другие.

Помимо экспозиционных зданий, было построено много развлекательных учреждений: театр, музыкальная эстрада, ресторан, буфеты, 350-метровая деревянная набережная с различными аттракционами, сорокаметровая кирпичная труба с аттракционом «Веселый желоб» и площадкой обозрения наверху и, наконец, концертный зал на 1500 мест, возведенный по проекту А.А. Алексеева всего лишь за 29 дней. Во время работы выставки здесь регулярно проходили концерты симфонического оркестра под управлением А.К. Глазунова.

В основном городок представлял собой единый ансамбль, решенный на основе синтеза искусств. В художественном оформлении комплекса принимали участие такие яркие художники, как А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, скульпторы А.Т. Матвеев, М. Агулянский и другие. Декоративное озеленение выставки с большим артистизмом выполнила группа садоводов во главе с Е.Ф.Зюсмайером.

В те дни журнал «Зодчий» отмечал на своих страницах: «Таким образом, мы имеем перед глазами редкую и интересную картину разработки одной и той же темы более чем пятнадцатью архитекторами – картину художественного воссоздания одного стиля. Уже с этой точки зрения выставочные павильоны заслуживают серьезного критического рассмотрения».

Однако выставка представляла интерес не только ретроспективной архитектурой большинства павильонов. Исключительный интерес вызывала многочисленная и разнообразная экспозиция, разделенная на семь разделов: строительные материалы и их применение; произведения ручных ремесел и заводской промышленности по строительному делу; санитарное зодчество; противопожарные технические устройства; механика в применении к строительному делу; художественное убранство жилищ и отделка зданий внутри и снаружи; специальная литература и учебные пособия. Кроме того, планировался еще исторический отдел, экспонаты которого должны были разместить в залах Академии художеств. К сожалению, эта идея не была осуществлена.

Выставка познакомила с целым рядом новейших изобретений и усовершенствований во всех областях строительной промышленности, послужив импульсом к ее дальнейшему развитию. Она показала, насколько широкое распространение к тому времени получил в России железобетон. Товарищество «Железо-Бетон», например, представило большой железнодорожный навес на двух опорах и лодки из столь необычного материала. Эта фирма, действовавшая в России с 1900 года и освоившая системы «Монье» и «Матраи», возвела на территории выставки еще и каркасный павильон для Международного техническо-промышленного товарищества. Петербургское строительное бюро железобетонных работ демонстрировало монолитную висячую лестницу с площадкой на одной опоре.

Некоторые частные павильоны сами выступали в качестве экспонатов и поэтому резко выделялись из общей стилевой гаммы всего комплекса. В них ярко проявился рекламный характер, присущий выставочной архитектуре. Примером может служить павильон шведской строительной фирмы «А.Б.Эллерс» (проект инженера К.И. Розенштейна). Он был собран из бетонных изделий, выпускаемых фирмой. Активную роль в пластическом решении фасадов и интерьера играли большие канализационные трубы яйцевидного сечения.

Иногда, правда, стремление выдержать общую стилевую идею выставки брало верх над соображениями рекламы. Так, в легком ажурном павильоне фирмы стекольного производства М. Франка, возведенном по замыслу М.С. Лялевича, были применены оконные стекла худших сортов с тем, чтобы имитировать изделия Петровской эпохи.

Интересный павильон по проекту архитектора Н.В. Васильева выстроила из монолитного железобетона одна из крупнейших строительных фирм Европы – «Вайс и Фрейтаг». Металлическая арматура была выпущена в башнях наружу и стала своеобразным декоративным украшением фасада. Торговая эмблема фирмы, решенная как пространственная металлическая скульптура, была смело врезана в бетонный чепец, словно напоминая о неразрывности составных частей нового материала.

Примером многообразия возможностей обработки гранита стал павильон Восточно-Финляндского гранитного акционерного общества, выполненный в стиле модерн капитально и безукоризненно по качеству. Газета «Русь» писала тогда об этой постройке: «Красивым и любопытным местом выставки явился отдельный павильон Финляндии, заслуги которой в архитектуре и прикладных искусствах, тесно связанные с именами талантливых Сааринена и Миндгрена, известны теперь далеко за ее пределами».

Интересные экспонаты, отражающие состояние коммунального хозяйства Петербурга, были представлены городским общественным самоуправлением в особом павильоне, увенчанном «адмиралтейским шпилем». Здесь были выставлены проекты трамвайного предприятия, больниц, училищных домов, водопроводных и канализационных сооружений.

В отдельном павильоне помещалась механическая лаборатория Института инженеров путей сообщения, где экспонировалась многочисленная коллекция подвергшихся испытанию различных естественных и искусственных строительных материалов, их эталоны, установленные международными конгрессами.

Огромным успехом у посетителей пользовались работы учащихся Академии художеств, Института гражданских инженеров, Женских архитектурных курсов и двенадцати художественно-промышленных училищ Петербурга, Москвы, Тулы, Миргорода и других городов, находившихся в ведении Министерства торговли и промышленности.

Экспозиция была открыта в течение трех месяцев. Ее посетили около 100 тысяч человек. Специально издававшееся еженедельное «Обозрение Международной строительно-художественной выставки» взяло на себя задачу популяризации целей смотра, а также рекламу представленных образцов. Кстати, некоторые экспонаты этой выставки сохранились до наших дней. Так, и сегодня на Каменном острове еще можно увидеть легкий и стремительный навес товарищества «Железо-Бетон» и два изящных арочных железобетонных мостика, перекинутых через канал. Построены они, вероятно, либо тем же товариществом, либо фирмой «Вайс и Фрейтаг». Здесь же можно обнаружить и павильон строительной фирмы «Бодо Эгесторф», возведенный Л.А. Ильиным из железобетонных изделий этого предприятия.

Выставка принесла большую пользу экспонентам и посетителям, познакомившимся на ней с новейшими достижениями отечественной и зарубежной строительной промышленности, с основными тенденциями развития декоративно-прикладного искусства.

На следующий год Общество гражданских инженеров провело на этой же территории международную выставку благоустройства городов и курортов.

С тех пор прошло 100 лет. Неузнаваемо изменилась Северная столица. Громадные перемены произошли в строительстве. Однако и сегодня мы с немалым интересом перелистываем страницы истории, помогающие нагляднее представить пути развития отечественного зодчества, строительной техники и декоративно-прикладного искусства, тесное содружество которых остается актуальным и в наши дни.

Подпишитесь