Более половины от всех погибших в ДТП москвичей в прошлом году – пешеходы. Для сравнения: в странах Западной Европы этот уровень не превышает 14%. «Между автомобилистами и пешеходами идет противостояние, которое в лучшем случае выражается в пренебрежении друг другом, – заявил заместитель председателя комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Валерий Скобинов. – Пешеходы считаются второсортными участниками дорожного движения». В доказательство депутат продемонстрировал видеоролик, в котором запечатлены типичные для мегаполиса картины. Несколько молодых мам с колясками, идущих по двору, разгоняет машина, женщина с ребенком несколько минут ждет, когда автомобили соизволят остановиться перед «зеброй»…
Именно в низком уровне культуры вождения кроется главная причина высокого травматизма среди пешеходов. «В автошколах учат Правилам дорожного движения, но внимания пешеходам там уделяется очень мало, – заявил г-н Скобинов. – Было бы неплохо заставить кандидатов на водительские права сдавать зачет по предмету «Этичное отношение к пешеходам».
Похожий курс лекций предложили читать и всем маленьким участникам дорожного движения. Существующая система воспитания грамотных пешеходов работает неважно. «В Москве 12 автогородков и 51 автоплощадка, где школьникам объясняют, как вести себя на дороге, – сообщил начальник Управления ГИБДД по Москве Сергей Казанцев. – Но обучение там фактически не ведется. Не хватает педагогов, многие площадки доступны детям только тех школ, на территории которых они находятся».
И все-таки, по словам участников заседания, дети оказываются более «подкованными» в знании ПДД, чем их родители. «Часто можно увидеть картину, что бабушка тащит внука через дорогу, а он упирается, потому что нельзя в этот момент переходить», – отметил г-н Скобинов. А ведь каждый девятый маленький пешеход, попавший в ДТП, был в сопровождении взрослого. Как научить взрослого пешехода соблюдать ПДД – задачка не из легких.
Контролировать, как маленькие и взрослые москвичи усвоили лекции, планируется с помощью волонтеров. «Раньше ими были дружинники или общественные инспектора ГАИ, сейчас они почти исчезли, – посетовал руководитель столичного Департамента транспорта и связи Леонид Липсиц. – Можно их возродить, привлечь, например, студентов. Сделать им специальную форму со светоотражающими элементами, как давно делается в Европе. В одной стране я видел, что они ходят в костюме зебры».
Впрочем, сваливать всю вину на участников дорожно-транспортного движения не стоит. Зачастую в Москве сложно найти место, где перейти улицу. Город обеспечен подземными пешеходными переходами лишь на 25–30% от нужного количества. Число мест, где можно без проблем перейти дорогу, нужно срочно увеличить. Кроме этого, участники заседания предлагали и другие варианты решения проблемы. Например, укладывать возле остановок общественного транспорта и около школ красный и оранжевый асфальт. Установить как можно больше «лежачих полицейских», особенно возле школ, больниц. В такую же преграду планируют переделать все «зебры». Их еще и будут особым образом освещать, чтобы водитель издалека видел, что пешеход собирается переходить дорогу. Кроме того, всех таксистов планируется обучить азам медицинской помощи.
Но самое оригинальное решение проблемы прозвучало из уст столичного градоначальника. «В голову пешехода надо заложить чип, чтобы переходил только по «зебре», и в голову водителя тоже, чтобы останавливался, когда пешеход на дороге появляется», – отметил Юрий Лужков. В конце заседания московский мэр упрекнул выступавших в «вялости мысли и нулевой активности» и попросил через две недели отчитаться, была ли претворена в жизнь хоть одна из прозвучавших идей.
К слову, на заседании прозвучало и название акций «НИ» – «Операция «Зебра». Участники заседания заявили, что «СМИ в этом плане – наша надежда».