За своей добычей 27-летний житель Саратова полез в колодец связи, в котором шли провода. «Эта история произошла несколько недель назад, – уточнил в беседе с «НИ» руководитель пресс-службы Саратовского филиала ОАО «ВолгаТелеком» Валерий Стрельников. – У нас все кабели оборудованы сигнализацией – при любом повреждении сигнал идет в центральный пункт, а там видно, на каком участке произошло ЧП. Так было и в этот раз. Наши сотрудники и представители ФГУП «Связь-безопасность» тут же выехали к колодцу, расположенному на улице Академика Антонова в Ленинском районе». Преступник успел перерезать ножом несколько проводов, лишив связи более тысячи абонентов, больницу и местную милицию. «Похититель не хотел выходить из колодца, боялся, что его побьют, – смеется г-н Стрельников. – Так и просидел там, пока милиционеры не приехали».
Воришку привлек медный кабель, из которого сделан телефонный провод. «Кражи кабеля – бич для Саратова, – признался «НИ» Валерий Стрельников. – За последние полгода только в этом городе зафиксировано более 50 случаев хищения и повреждения оборудования связи». Помочь в решении проблемы могли бы милиционеры. «Но уголовные дела против похитителей кабелей возбуждаются по статье «кража», а не «приведение в негодность объектов жизнеобеспечения», по которой наказание более весомое, – сетует наш собеседник. – Да и пункты приема металлов закрыть непросто».
Сами скупщики утверждают, что работают по закону. Опрошенные «НИ» сотрудники приемных пунктов заявили, что они ведут книги учета, в которых фиксируется принимаемый предмет, паспортные данные продавца, а также номера его машины. В Кемеровской области с помощью такого журнала учета милиционеры вышли на преступников, похитивших из локомотивного депо Топки бронзовые детали от раритетных паровозов. Однако записи скупщики металла ведут избирательно. «Если они видят, что металл явно краденый, то пометка просто не вносится в журнал, – пояснил «НИ» заместитель начальника отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы Московского УВД на железнодорожном транспорте (ЖТ) МВД России Андрей Моисеев. – А детали и рельсы с железной дороги в пунктах приема ценятся особо. Такой металл скупщики тут же реализуют».
Сотрудники Московского УВД на ЖТ совместно с представителями лицензионной палаты постоянно проводят рейды по пунктам приема металлов и знают, как трудно бороться с перекупщиками. «По закону милиционеры не уполномочены закрывать пункты приема, – сообщил «НИ» Андрей Моисеев. – Если обнаруживаются железнодорожные детали в пункте приема, то представители лицензионной палаты подают на них в суд, и он приостанавливает действие лицензии максимум на два месяца. Мы неоднократно предлагали властям хотя бы запретить размещать пункты приема металла рядом с железной дорогой. А то получается, что охотники за металлом отвинчивают гайки и тут же их сдают». Впрочем, это меры борьбы только с легальными скупщиками. «В Московской области 451 пункт приема металла, которые действуют по закону, – говорит Андрей Моисеев. – Сколько работает нелегальных – подсчитать невозможно».
Воровство металла – настоящая напасть для железной дороги. По итогам операции «Металл», которая длилась в Московской области десять дней, возбуждено 29 уголовных дел и задержаны 62 человека в составе 19 преступных групп. В их числе 11 подростков. В общей сложности они похитили почти 37 тонн черных металлов и 153 килограмма цветных. «На станции Софрино были задержаны три гражданина, которые умудрились украсть 72 буксовые крышки от колес вагонов, – продолжает Андрей Моисеев. – Пока их не вернули, вагоны с грузами простаивали. А на перегоне под Дмитровом средь бела дня двое мужчин газосварочным оборудованием разрезали рельсы на подъездных путях». Чтобы предотвратить кражи, сотрудники УВД даже используют химические ловушки. Сейчас они встраиваются в трансформаторы, от которых зависит работа стрелочных переводов и светофоров. «Это емкости с краской, которые лопаются и обрызгивают похитителя, – объяснил Андрей Моисеев. – Уже были случаи, когда такие химические ловушки срабатывали».