Поезд сошел с рельсов в среду около 17.00 вечера. «Я находился в пятом вагоне состава, отъехавшего от станции «Владыкино», – рассказывает пассажир Владимир. – Смотрел в окно. После того, как мы проехали ответвление от основного пути, заднюю часть нашего вагона подбросило, и она стала сильно вибрировать. Когда состав остановился, машинист долго не мог понять, что случилось: все кричали по переговорным устройствам одновременно». Выяснилось, что сошли с рельсов четыре последних вагона. Людей вывели из поезда, и они вернулись на станцию. На шпалах виднелись глубокие рытвины, а со стен были сорваны кабели. В общей сложности пострадали восемь человек.
Весь вечер по «серой» ветке поезда ходили только до станции «Савеловская». «Дальше людей везли автобусы, но водители не знали, куда ехать, – поделился с «НИ» Александр Евтисеев. – Наш шофер спрашивал маршрут у пассажиров». Толпы людей заполонили станции и вестибюли метро. «Когда я доехала до «Савеловской», то нам некуда было выйти – на перроне люди стояли спина к спине», – говорит «НИ» москвичка Нина Сергеева.
Причиной инцидента стал излом рельса – был выломан его кусок длиной 1,5 метра. Его отправили на металлографическое исследование. Руководитель пресс-службы метрополитена Дмитрий Головин заявил, что в случае, если эксперты установят вину изготовителя – Кузнецкого металлургического завода, ему будет предъявлен иск о возмещении ущерба.
Работники метро были бы только рады визиту представителей надзорных органов. «В метро есть и другие дефектные и бракованные рельсы, – сообщила «НИ» председатель независимого Союза работников метрополитена Светлана Разина. – Вроде бы они были закуплены в Сибири, и качество металла в них не то. И руководство об этом знает. В приказах о мерах безопасности в метро указано, что в 2006 году выявили 300 дефектных рельсов. А в 2007 произошло три излома рельсов – один на Замоскворецкой ветке и два на Калужско-Рижской». «Не в моей компетенции говорить о том, нужны ли дополнительные проверки рельсов и в какой степени исправности они находятся, – сообщил «НИ» начальник пресс-службы Московского метрополитена Дмитрий Головин. – Но есть график ревизий, дефектоскопия рельсов и их визуальный осмотр проводятся каждую ночь. Кроме того, и днем в метро ездит специальный вагон, с которого также ведется проверка качества рельсов».
Установить, какие рельсы дефектные, очень трудно. Микротрещина растет медленно, но, достигнув определенного размера, за короткое время может вызвать раскол рельса. Впрочем, даже когда изъян обнаружен, заменить такой рельс проблематично. «Они меняются ночью, когда поезда не ходят, а это значит, что времени у путей-
цев – всего три часа, – пояснила «НИ» г-жа Разина. – Снизить вероятность излома могли бы машинисты, притормаживая перед дефектным рельсом. Но в этом случае сбился бы график движения поездов».
В случаях изломов рельсов почему-то страдают машинисты. «В среду глава метрополитена прибыл к месту ЧП и первым делом отобрал у машиниста аварийного поезда мобильный телефон, чтобы тот не заснял ничего лишнего и не рассказал об этом, – говорит Светлана Разина. – А те машинисты, заступившие на службу в среду в час дня, работали без перерыва вечер и весь день в четверг. Их просто не сменили».