Posted 15 июня 2008, 20:00

Published 15 июня 2008, 20:00

Modified 8 марта, 08:06

Updated 8 марта, 08:06

Берегись, спекулянт

15 июня 2008, 20:00
Одним из итогов встречи министров финансов G8 в японской Осаке стало то, что «большая восьмерка» решила поручить Международному валютному фонду разобраться в механизме спекуляций на нефтяном рынке. По мнению финансистов, значительно выросшая цена «черного золота» вкупе с ценами на продовольствие «является серьезным выз

Ссылаясь на мнение аналитиков и экспертов, участвовавший во встрече глава Минфина РФ Алексей Кудрин отметил, что доля спекулятивной составляющей в цене на нефть определенно присутствует, но ее размер вызывает большие вопросы, которые G8 предпочла переадресовать Международному валютному фонду. «Решили, что нужно дать специальное поручение МВФ по доле спекуляций в цене на нефть и изучению спекулятивных механизмов», – отметил российский министр. По его словам, производство нефти росло в последние годы довольно устойчиво и не падало, но еще быстрее увеличивался спрос на нее, что и вызвало рост цен.

Надо отметить, что мнения производителей нефти и ее потребителей о причинах этого роста порой серьезно различаются. ОПЕК, например, считает, что спрос на энергоресурсы удовлетворяется, и во всем виновата спекуляция. А США видят первопричину не в спекулянтах, а в недостатке предложения. Позицию России Алексей Кудрин сформулировал так: «Я думаю, что здесь и того, и того хватает. Цена очень быстро пошла вверх, темпы роста спроса и предложения показывают несколько другую динамику, поэтому действительно есть некоторый отрыв цены от тенденции», – отметил он. Заметим, что ранее некоторые аналитики высказывали мнение, что спекулятивная доля в цене на нефть составляет около 30%.

Директор Института энергетики и финансов Леонид Григорьев считает, что решение G8 разобраться со спекуляциями, с одной стороны, правильное, с другой – совершенно недостаточное. «Само признание, что спекуляция может быть негативным явлением – уже серьезный шаг для «большой восьмерки», поскольку до этого подобное явление воспринимали, как нормальный рыночный механизм, – сообщил «НИ» эксперт. – Однако в нынешней цене на нефть присутствуют сразу четыре составляющие: во-первых, издержки производства, во-вторых, недоинвестированность отрасли в предыдущий период, в-третьих, политические и военные риски и, наконец, спекуляция. Где кончается экономическая доля и начинается спекулятивная – вопрос неочевидный и о каких-то точных процентах здесь говорить сложно».

По словам г-на Григорьева, списывать все на спекуляцию неверно. «Дело в том, что предыдущие двадцать лет мы имели достаточно низкие цены на нефть. Это был период серьезного недоинвестирования всей энергетики, в том числе и нефтяной отрасли. А теперь это еще и совпало с экономическим подъемом, когда темпы роста мировой экономики выросли и спрос на нефть тоже. Вот две причины, которые привели нас к такому уровню цен», – отметил эксперт.

Выросшая планка нефтяных цен уже вызывает беспокойство экономистов относительно возможности удержать высокие темпы экономического роста. «Сейчас, по-видимому, проходим тот порог, когда цена становится действительно очень высокой и чувствительной», – сказал Алексей Кудрин, отметив, что развитые страны уже отреагировали на рост нефтяных цен снижением потребления энергоресурсов, что «существенно ослабляет поддержание высоких темпов роста ВВП».

И хотя Россия не покупает нефть, а продает, от роста мировых цен, который проявляется в подорожании бензина, страдают наши граждане. Опрос автомобилистов, проведенный Исследовательским центром SuperJob.ru, показал, что доля тех, кто из-за высоких цен на топливо готов расстаться со своим «железным конем», растет. Если цена литра перевалит за 30 руб., от поездок на личном автотранспорте откажутся 24% наших соотечественников. При цене свыше 40 руб. к ним прибавится еще 14%, 7% сделают это после 50 руб., а еще 5% – после 60 руб. за литр. Доля тех, кто не откажется от автомобиля, сколько бы ни стоил бензин, сейчас составляет 27%, а в августе 2006 года таких было 33%. Между тем, как выяснили социологи, нынешние цены на топливо уже вынудили 6% автолюбителей отказаться от использования личного транспорта. «Это беспредел на государственном уровне. Добывающая страна ведет себя так, как будто мы завозим нефть сами», – возмущаются опрошенные россияне.

Подпишитесь