Posted 10 июня 2008, 20:00
Published 10 июня 2008, 20:00
Modified 8 марта 2024, 08:07
Updated 8 марта 2024, 08:07
Брюссельская выставка 1958 года стала первым универсальным всемирным смотром после Нью-Йоркского 1939 года. Обе всемирные выставки отделяют долгие 19 лет, отмеченные трагедией Второй мировой войны и последующей конфронтацией между бывшими союзниками, ставшими во главе двух противоборствующих мировых систем. За это время произошли колоссальные изменения в мировой политике, науке и технике. Если на довоенных выставках коммунистические идеи пропагандировала одна Советская Россия, то на «Экспо-58», кроме СССР, свои достижения демонстрировали уже несколько стран лагеря социализма – Венгрия, Чехословакия и Югославия. Всего в выставке приняло участие 54 страны и 8 международных организаций (ООН, Совет Европы, Европейское объединение угля и стали и др.).
Выставка проходила под девизом «Человек и прогресс». На долю «Экспо-58» выпала честь впервые показать крупнейшие научные достижения середины ХХ века – использование атомной энергии и освоение космоса. Главным из выставочных сооружений, в полной мере отразившим девиз выставки, стал павильон «Атомиум» (инж. А. Бекерс и А. Жуков, арх. братья Полак). Это колоссальное сооружение из металла возвышалось в самом центре выставки и стало символом «Экспо-58», подобно Эйфелевой башне на парижской выставки 1889 года или Трилону и Перисфере на выставке 1939 года в Нью-Йорке. По своей форме «Атомиум» представлял увеличенную в 165 млн. раз молекулу железа высотой 102 м. Он состоял из 9 громадных полых шаров, нанизанных на мощные трубы. В шарах размещалась международная экспозиция, посвященная атомной энергии. В трубах находились эскалаторы, лестницы и лифты. В его архитектурном образе отразились новые пространственные представления, связанные с открытиями в ядерной физике и строении материи. Автор идеи «Атомиума» инженер А. Ватеркеин говорил, что он «постарался найти конструкцию, которая выражала бы главную мысль эпохи – концепцию Атома». Несмотря на то, что художественная сторона «Атомиума» подвергалась критике в европейских архитектурных журналах за «немасштабность, грубость деталей и погоню за внешним эффектом», надо отдать должное конструкторам и строителям, инженерное искусство которых достойно удивления. Уникальная конструкция «Атомиума» – воплощение технических возможностей бельгийской металлообрабатывающей промышленности.
Территория выставки располагалась на северной окраине города, в районе парка Хейсель, где в 1935 году уже проходила крупная международная выставка, получившая в Бельгии название «столетней», в честь столетия образования Бельгийского государства. Некоторые из павильонов той выставки хорошо сохранились к 1955 году, когда здесь началась подготовка к очередному смотру. Старые здания были реконструированы, поскольку сносить эти постройки было невыгодно. Сохранение этих павильонов привело к сохранению старого планировочного «костяка» бельгийского сектора выставки. Здесь было построено еще 125 различных тематических павильонов и 25 зданий общего назначения, возведенных для обслуживания посетителей. Бельгийский сектор занимал больше половины всей экспозиционной площади – 665 тыс. кв. м.
Функционально территория выставки делилась на две зоны – бельгийскую и международную. Бельгийский сектор занимал район выставки 1935 года, а международный сектор разместился в примыкавшем парке Лакен. В результате образовалась выставочная территория площадью до 200 га. Следует признать, что сложные задачи планировки выставочной территории бельгийскими архитекторами были решены разумно и интересно. Удачное сочетание двух контрастных приемов – регулярности в бельгийском секторе и свободной планировки в международном – дало возможность достигнуть общей ясности в структуре плана и вместе с тем развязывало творческую инициативу стран–участниц выставки.
В международном секторе выставки располагались 54 национальных павильона стран-участниц и 8 павильонов международных организаций. Крытая экспозиционная площадь иностранных участников составила 500 тыс. м2. Таким образом, общая выставочная площадь всех павильонов, построенных на «Экспо-58», превышала 1 млн. 150 тыс. кв. м.
Строительные работы велись быстрыми темпами. За 2,5 года на выставке было возведено более 200 павильонов объемом от 200 куб. м до 300 тыс. куб. м и высотой от 5 до 102 м. Кроме экспозиционных зданий, на территории выставки соорудили свыше 70 ресторанов и кафе с общим числом посадочных мест около 50 тысяч (не считая ресторанов и кафе внутри выставочных павильонов). Для развлечения посетителей были сооружены многочисленные аттракционы (городок «Веселая Бельгия», американские горки, летающие карусели, вертящиеся колеса и др.). Были построены также специальные торговые центры.
Для обслуживания посетителей выставки соорудили подвесную канатную дорогу. Кроме того, использовались небольшие автопоезда и моторикши. Для пешеходов построили специальную эстакаду высотой 15 м, шириной 25 м и длиной в полкилометра. Сверху, из пассажирских кабин канатной дороги, двигавшихся на высоте 20 м над землей, и с эстакады можно было осматривать большую часть территории и павильонов.
Территория и павильоны были оснащены всеми видами современного благоустройства и коммуникаций (электроэнергия, водопровод, канализация, сигнализация, радиофикация, связь). При этом к инженерным сетям могла быть подключена любая точка выставки. Застройка участков и прокладка дорожной сети велись с сохранением существующих деревьев и использованием естественного рельефа.
Наиболее крупными иностранными участниками стали СССР, США и Франция, павильоны которых вызвали наибольший интерес у публики.
Павильон СССР, архитектурно решенный как единый стеклянный объем (175 м на 75 м), ставил перед художниками ряд специфических проблем по созданию экспозиции. Он был сооружен по проекту архитекторов А. Абрамова, Б. Борецкого, В. Дубова, А. Полянского и инженеров К. Васильевой и Ю. Раткевича.
Советский павильон, как и на всех предыдущих выставках за рубежом, имел остронаправленное композиционное решение экспозиции, иллюстрирующее всеми средствами синтеза искусств идеологию нашего государства. Политический и художественный успех советского павильона, который посетило около 30 млн. человек, был достигнут в результате убедительного показа крупных достижений нашей страны во всех областях науки, техники и искусства. Наибольший интерес вызвали макеты наших первых искусственных спутников земли. Западная печать называла наш павильон «кафедральным собором коммунизма», признавая тем самым идеологическую мощь его воздействия.
Работая над проектом оформления советского павильона на Брюссельской выставке, авторы, по словам главного художника нашего павильона К. Рождественского, «стремились создать сильное художественное впечатление, которое захватило бы зрителя сразу же при входе в павильон. Всем композиционным строем интерьера и экспозиции они старались добиться впечатления мощи, величия и в то же время сердечности и человечности».
Соперничество двух политических систем на выставке вылилось в конкуренцию павильонов СССР и США. Американский павильон и его экспозиция создавались под непосредственным руководством правительства США. Его архитектура и конструктивное решение представляют несомненный интерес. Это огромный круглый прозрачный объем, оплетенный снаружи ажурной золотой сетью. Покрытие павильона решено в виде велосипедного колеса. В центре потолка большое круглое отверстие. Под ним в центре зала большой круглый бассейн, окруженный громадными деревьями, сохраненными при строительстве павильона. Когда на улице шел дождь, то водоем оживал под дробью дождевых капель. Весь зал опоясывали антресоли. Стены павильона собраны из толстой прозрачной пластмассы.
Создавая свою национальную экспозицию, американцы преследовали свои идеологические цели – демонстрацию «американского образа жизни». В предисловии к каталогу павильона они так определили свою задачу: «Соединенные Штаты постарались отразить в своих экспонатах как общую атмосферу американской жизни, так и те особые явления, которые считаются характерными для американского народа, а именно – его динамическую энергию, настойчивость, беспрерывный порыв, непримиримое отношение к рутине, неослабные поиски лучшего образа жизни и в высшей степени развитое чувство единства среди всех разнообразных групп населения».
«Экспо-58» интересна не только своей экспозицией, которая продемонстрировала выдающиеся открытия человеческого гения, но и своими архитектурно-строительными достижениями. На выставке были продемонстрированы новые строительные конструкции и материалы, в первую очередь пространственные покрытия с предварительно напряженными стальными сетками, даны примеры использования в строительстве алюминия, пластмасс и других полимеров. Широкое применение этих новаций знаменует начало нового периода в развитии архитектуры и строительства.
Среди построек, которые представляли наибольший архитектурный интерес, следует назвать павильоны Франции, Бразилии, Испании, Чехословакии, ФРГ, Швейцарии, павильон бельгийской фирмы «Мари-Тюма» и голландской фирмы «Филиппс» и др. Некоторые павильоны имели полную сборно-разборную конструкцию.
Павильон фирмы «Филиппс» был построен по проекту известного французского архитектора Ле Корбюзье. Оригинальное сооружение из железобетона стало настоящей сенсацией и вызвало много споров. По своей внешней форме оно напоминало огромную палатку с тремя вершинами. Внутри павильон был пуст, но там разыгрывался необычный спектакль, который сам автор назвал «Электронной поэмой». Самая современная по тому времени звуко- и киноаппаратура проектировала на стены фильмы в сопровождении стереофонической музыки, акустических и световых эффектов. Эта необычная экспозиция претендовала на открытие нового синтетического искусства.
Брюссельская выставка открылась 17 апреля 1958 года и функционировала шесть месяцев. За это время ее посетило почти 50 млн. человек, что свидетельствует о том, что она вызвала всеобщий интерес. Каждый день через турникеты 10 входов проходило от 100 до 250 тысяч посетителей, которые имели возможность увидеть научно-технические достижения различных стран мира.