Пушкина, как известно, за пределы Российской империи не выпускали, что не помешало ему стать европейски образованным человеком, причем английская литература была для него в числе наиболее близких. Среди его любимых прозаиков был Стерн, среди поэтов – Байрон. Два прочитанных на фестивале доклада – Екатерины Гениевой и профессора Стенли Митчелла – были посвящены соответственно влиянию Стерна на пушкинское восприятие Англии и байроновскому присутствию в «Евгении Онегине». В дополнение к этому Наталья Михайлова рассмотрела явные и скрытые цитаты в этой поэме, позволяющие рассматривать ее как энциклопедию не только русской, но и европейской культуры. Кинообозреватель «Новых Известий» был приглашен на фестиваль, чтобы прочесть лекцию «Экранизации Пушкина» и прокомментировать немой фильм Юрия Тарича «Капитанская дочка» по сценарию Виктора Шкловского, в котором пушкинская повесть переделана в «классовом» духе: Швабрин представлен борцом за народное дело, а Гринев – врагом народа.
Фестиваль проходил в самом центре английской столицы – в Пушкинском доме на Блумсбери-стрит, в элитарном клубе «Атенеум» на Пэлл-Мэлл и в церкви Сен-Джайлс в Ковент-Гарден, называемой также «Церковью поэтов». Особенно впечатляющим было чтение стихов в церкви – не только из-за своеобычной акустики, но и потому, что поэтическое творчество соотносилось со священнодействием.
Фестивальный конкурс складывается из двух этапов, и в нем могут принять участие только поэты русского зарубежья, пишущие на русском языке. Сначала они присылают подборки своих стихов, затем жюри выбирает лучших авторов и предлагает им прибыть в Лондон для участия в очном турнире. Одно из присланных стихотворений должно начинаться с пушкинской строки. В позапрошлом году это были слова «Лети во мрачный Альбион», в прошлом – «В высоком лондонском кругу», в этом – «Но Лондон звал твое вниманье. Твой взор…» То, что в «высоком лондонском кругу зовется vulgar», в конкурсе встречалось, но в целом за поэтический уровень финалистов, которых набралось 18 из 12 стран, устроителям фестиваля краснеть не пришлось.
Помимо большого турнир судило малое жюри, составленное из финалистов турниров прошлых лет, а также публика. В результате специальный приз «Поэт и толпа» получила Лидия Вахницкая (США), третье место занял Юрий Бердан (США), второе место и приз зрительских симпатий досталось Михаилу Матушевскому (Израиль), а победителем турнира был признан Павел Лукьянов (Испания). Это следует признать справедливым, поскольку он оказался единственным участником конкурса, не просто умеющим сочинять дискретные стихи, но владеющим непрерывной поэтической речью, а это вещь редкая. Речь, она же стихотворная река Павла Лукьянова, местами темновата и порожиста, но ее поток таков, что заставляет забыть о шероховатостях: «Но Лондон звал твое вниманье. Твой взор // гуляет по миру как вор // и ищет жизнь в чужом камине, пытаясь выяснить в углях // чужую жизнь и личный прах, // рубя любой привычки повод, чтоб услыхать родную речь, // гору сдвигающую с плеч…».
Помимо обязательной программы была произвольная часть, когда поэты один за другим выходили к микрофону и читали нечто короткое и часто смешное. Возникла даже идея провести поэтический марафон на вылет по примеру известной игры, победителем которой становится тот, кто назовет наибольшее число городов с названиями, начинающимися на заданную букву. Но от этого пришлось отказаться, поскольку выяснилось, что в оперативной памяти участников хранятся сотни стихотворений, и состязание может оказаться опасным для здоровья мастеров спортивной поэзии.
20 сентября в Одессе пройдет аналогичный турнир поэтов-одесситов, а на следующий день там же состоится суперфинал, в котором сразятся победители одесского тура и лондонских турниров. Он получит титул «короля королей».