В том, что Киев ответит на эпатажные высказывания Юрия Лужкова о статусе Черноморского флота, можно было не сомневаться. Ответ известен: президент Виктор Ющенко поручил правительству подготовить законопроект о прекращении с 2017 года международных договоров о временном пребывании ЧФ на территории Украины.
Вообще-то к заявлениям столичного мэра на международные темы российским партнерам пора бы привыкнуть, не воспринимать некоторые его речи как трансляцию официальной позиции. Да, он сказал, что статус Севастополя Россия может оспорить в Страсбургском суде. Но обращаться в международный суд за разрешением территориальных споров, если они возникают, – нормальная, цивилизованная практика. Есть ли у России шансы победить в этой тяжбе? Едва ли. Тот факт, что Севастополь не входил в число городов, переданных в 1954 году Украине Никитой Хрущевым, перечеркивается подписанным в 1997 году межгосударственным договором. Согласно ему Россия признает целостность украинской территории в ее нынешних границах. Пересмотреть эти границы можно только по обоюдному согласию, международный суд тут не поможет. И сам Лужков прекрасно это знает. Но в силу своего политического темперамента московский мэр всегда обостряет проблему, высказывается с резкой определенностью. К примеру, не менее страстно он говорил, что Россия должна признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Ну и каков результат? Не откликаясь на этот призыв, равно как и на «севастопольскую» риторику, Кремль тем самым дает понять всему миру: вы видите, мы сдерживаем серьезное внутриполитическое давление и не внемлем радикальным воззваниям даже очень авторитетных политиков. В конце концов, как разъяснил российский МИД, Юрий Лужков лишь высказал мнение, которое совпадает с точкой зрения большинства россиян, болезненно воспринявших распад СССР.
Этих разъяснений украинский президент как будто бы не услышал. И отмерил Черноморскому флоту девять лет на сборы. Но особенно интересно вот что. Виктор Ющенко отдал правительству распоряжение в двухмесячный срок предпринять меры «по комплексной оценке последствий временного пребывания Черноморского флота» близ Севастополя. Попросту говоря, Украина намерена предъявить России денежные претензии за экологический ущерб, причиненный Крыму российскими кораблями. Что ж, смешивать экологию с политикой Киеву не впервой. Еще свежи в памяти страсти, разгоревшиеся в конце прошлой осени после массового кораблекрушения в Керченском проливе. В результате сильнейшего шторма потерпели аварию 12 судов, 5 из них затонули, остальные сели на мель. Все это сопровождалось экологической катастрофой. В воду попало около 2 тысяч тонн мазута и 6,7 тысячи тонн серы. Все живое в акватории между Черным и Азовским морями оказалось на грани полного истребления. Свою ответственность за происшедшее Россия (большинство судов, потерпевших крушение, принадлежало именно ей) безоговорочно признала. Для спасения Азовского моря и Керченского пролива обе страны создали совместную рабочую группу. Москва предложила построить дамбу между украинским островом Тузла и российским берегом. И вот тут началось…Это имперская экспансия! Это демонстрация территориальных претензий! Чтобы успокоить всполошенных украинских политиков, российская сторона разъяснила, что не дамба, а некие специальные барьеры будут установлены, и выразила огорчение неуместной политизацией очистных работ.
Никчемность тогдашнего скандала была очевидна всякому беспристрастному наблюдателю. А попытка вспенить политическую волну в Керченском проливе выглядела некрасиво еще и потому, что беда ведь постигла не только Украину; беда была – общая. Тем не менее из Киева прозвучало: «Мы ждем компенсации за причиненный ущерб со стороны России». Неловко об этом напоминать, но приходится: шесть лет назад Москва не стала строго взыскивать с Киева за гибель Ту-154, уничтоженного украинской ракетой. Хотя жертвами той катастрофы стали не пернатые и не морской планктон. От извинений и соболезнований тогдашний президент Украины умудрился воздержаться, а мировая коллекция крылатых выражений, временами позорно слетающих с уст государственных лидеров, обогатилась еще одним перлом: «Не нужно делать трагедии из ошибки. Бывали трагедии и не такого масштаба. Что, мы первые или мы последние?» В течение недели Москва деликатно подталкивала Украину к явке с повинной. Но даже при обилии прямых и косвенных улик представители украинского военного ведомства, поощряемые политическим руководством своей страны, продолжали отпираться. Только очная ставка с самолетом (точнее, с его обломками), устроенная секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины, заставила Киев неохотно признаться в содеянном.
В какую сумму оценят украинские власти экологический ущерб, нанесенный Крыму российскими кораблями, даже гадать неинтересно. Экология тут ни при чем. Куда более очевидно другое – стремление создать штормовые условия Черноморскому флоту.
Автор – публицист, политический обозреватель