Posted 26 мая 2008, 20:00
Published 26 мая 2008, 20:00
Modified 8 марта 2024, 08:16
Updated 8 марта 2024, 08:16
– Масут Махмудович, в последнее время разгораются споры вокруг арт-рынка, особенно о его московских модификациях. Что вы можете об этом сказать накануне очередной крупнейшей выставки, открывающейся в ЦДХ?
– У арт-рынка, как, впрочем, и у любого другого рынка, где встречаются, как известно, покупатель и продавец, есть множество аспектов. Нам ближе всего тот, который обусловлен главным для нас обстоятельством: Центральный дом художника на протяжении многих лет является одной из крупнейших площадок, развивающих арт-рынок. Думаю, никто не станет оспаривать мнение о том, что сегодняшний российский и прежде всего московский арт-рынок самый динамично развивающийся. Слагаемых у этого процесса несколько. Главные – это рост экономики и благосостояния. Кто-то иронизирует: мол, после престижной квартиры и машины состоятельный человек отправляется за картиной для спальни или зала. Но ведь пусть и в такой последовательности, но человек приобщается к искусству. Да, несколько лет назад картины покупали в основном представители корпораций для офисов. А теперь акцент явно переместился на индивидуальных покупателей.
– После прошлогодней «Арх Москвы» были разговоры, что, мол, архитектуру слегка отодвинули выставками мебели и деталей интерьера. Как будет в этот раз?
– Вы знаете, само противопоставление творчества и коммерции уж больно архаично, из каких-то советских времен. В том-то и дело, что у нас в стране, где ведется столь интенсивное строительство, самобытные архитектурные идеи становятся все более и более востребованными. И не случайно именно наша конфедерация вместе с руководством ЦДХ и Государственной Третьяковской галереи, совместно с союзами архитекторов России и Москвы выступили инициаторами расширения традиционных архитектурных выставок до масштаба биеннале. Что касается конкретной экспозиции в ЦДХ, то отмечу, что посетителей на этот раз ждет не одно ноу-хау устроителей.
– ЦДХ недавно стал предметом дискуссий по поводу его возможного сноса и строительства на его месте объекта под названием «Апельсин» по проекту Нормана Фостера...
– Когда мы слышим о том, что что-то затеивается «вместо» чего-то, то от такой «революционности» становится грустно. Почему обязательно слом? В том же Китае прекрасно уживаются традиции и самые передовые технологии. Хорошо бы и нам, в России, больше просто строить, не ломая, тем более то, что прекрасно работает по своему прямому назначению.